История профсоюзной организации КалмГУ

Калмыцкая республиканская организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ

1 июня 1921 г. был организован Калмыцкий профессиональный союз работников просвещения — Рабпрос, который насчитывал около тысячи человек. Главной задачей профсоюза Рабпроса являлась защита интересов работников образования, борьба за Советскую власть, преодоление разрухи, голода.

В декабре 1943 года ликвидируется  Калмыцкая область, население  депортировано в Сибирь.

После восстановления Калмыцкой автономной области профсоюз работников просвещения возобновил свою работу в составе Калмыцкого облсовпрофа. С июня 1966г. началась подготовительная работа по созданию обкома профсоюза работников просвещения,  завершившаяся 17 февраля 1967 года 1-й профсоюзной конференцией работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.

 

Председателями Калмыцкой организации Профсоюза были:

  • С 1967-1973 гг. Цыс Михаил Власович;
  • С 1973-1974 гг. Сергиенко Надежда Георгиевна;
  • С 1974-1975 гг. Хахулова Валентина Сергеевна;
  • С 1975-1997 гг. Гаряева Галина Наминовна;
  • С 1997г. — по  н/вр. — Коокуева Антонина Ивановна.

В разные годы в становлении и утверждении Профсоюза большую роль сыграли Домашенко Д.Ф., Калачинова А.В., Сусеева Ж.А., Чиряев М.М., Бурчугинова Л.Б., Тепикина Ю., Басанова Е.С., Болдырев Ц.У., Авеева З.Э., Заморина А.П., Полторабатько Е.Ф., Манджиева Н.И., Бархамурова Е.У., Громова Н.Б., Михайлова Л.А., Цохорова Т.С., Балханакова В.Б., Шараева В.В., Оглаев Ю.О., Комардин Н.Б., Наумова Л.Н., Дорджиева Н.С., Болеева Н.В., Плескачева Т.Н., Шураева В.Б., Кашранова Н.Б.и др.

В 1994 году Правительство РК пытается отобрать имущество профсоюза и только благодаря совместным действиям, помощи ФНПР, ЦК Профсоюза удалось предотвратить незаконные действия власти.

Сегодня профсоюз, меняя содержание, формы и методы работы, стремится в полной мере использовать право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением прав человека труда.

Калмыцкая республиканская организация насчитывает в своих рядах

17785 членов профсоюза, 321 первичную организацию. В новых условиях активную работу проводят такие члены профсоюза, как: Бадмаев В.Н., Чумакова Н.А., Менкешева Б.Б., Минкеев С.Б., Бадмаева Г.И., Олядыков А.Б., Петриенко Т.Н., Цветкова Е.В., Касьянова Т.И., Дербенова Т.И., Кан Л.В., Тутаев М.Б., Хатаева Е.В., Лиджиева М.Е., Лиджиев М.А., Басхаева М.Т., Натырова Ц.В. и др

 

Профсоюз

работников народного образования и науки Российской Федерации
(страницы истории)
г. Москва

В июне 2010 года исполнилось 105 лет профсоюзному движению в образовании России.

В сентябре 2010 года исполнилось 20 лет профсоюзу работников народного образования и науки Российской Федерации.

Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации создан на Всероссийском учредительном Съезде, состоявшемся 26-27 сентября 1990 года.

Съезд принял Устав Профсоюза, избрал руководящие органы Профсоюза.

Первым председателем Профсоюза был избран Яковлев Владимир Михайлович.

4 апреля 1995 года состоялся II Съезд Профсоюза, который подтвердил курс на самостоятельное и независимое развитие, выработал тактику борьбы за права членов Профсоюза в области труда и заработной платы, принял Основные направления деятельности Профсоюза на 1995-1999 годы и поправки в Устав Профсоюза. На Съезде Профсоюза избраны руководящие органы Профсоюза. Председателем Профсоюза повторно избран Яковлев Владимир Михайлович.

* * *

За годы существования Профсоюз работников народного образования и науки РФ осуществил целый комплекс мер по реализации уставных целей и задач, защите социально-трудовых прав и профессиональных членов Профсоюза, правовому и организационному укреплению профсоюзных организаций.

Выборными органами Профсоюза ведется активная работа по социальному партнерству, конструктивному взаимодействию с работодателями, органами управления образованием, органами исполнительной и законодательной власти, судами и прокуратурой, как на федеральном, так и региональном уровнях.

Большое внимание уделяется заключению Отраслевого тарифного соглашения на федеральном уровне, координации работа по заключению соглашений между территориальными комитетами профсоюза и органами управления образованием и власти на местах. Ежегодно только на уровне первичных профсоюзных организаций заключается более 50 тысяч коллективных договоров, которые стали важным механизмом социальной защиты учителей и других работников отрасли.

Через Российскую трехстороннюю комиссию, взаимодействие с Федеральным Собранием РФ ЦК Профсоюза вносит предложения в экономические решения, позволившие оказывать существенное влияние на политику Правительства РФ в области экономики образования.

Значительное внимание уделяет Профсоюз социальным вопросам, охране труда, правовой работе, законотворческой деятельности.

Отстаивая интересы образования, социально-трудовые права членов Профсоюза, только за 1995-1999 годы Профсоюз провел II Всероссийских акций в защиту образования в которых приняло участие более 20 тысяч коллективов и около 2 млн. работников образования. В Государственную Думу РФ направлено более 200 законопроектов, поправок и замечаний к проектам законов, регулирующих социальную защиту работающих и студентов.

Профсоюз совместно с Минобразованием РФ и редакцией «Учительской газетой» является учредителем и организатором Всероссийского конкурса «Учитель года России».

Профсоюз имеет широкое международное признание. Осуществляется активное сотрудничество с Интернационалом образования, членом которого Профсоюз стал в 1995 году, родственными профсоюзами из многих зарубежных стран, укрепилось взаимодействие с профсоюзами работников здравоохранения и культуры в рамках Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы.

По состоянию на 1 января 1999 года в структуре Профсоюза действует 76 территориальных организаций Профсоюза в субъектах РФ, 2424 организации Профсоюза в округах, городах и районах РФ, 93878 организаций Профсоюза в образовательных учреждениях, из которых 603 первичные профсоюзные организации высших учебных заведений.

На профсоюзном учете состоит 4,8 млн. членов Профсоюза, среди них 3,3 млн. учителей, воспитателей и других работников образования, 351,2 тыс. преподавателя и сотрудника учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, 1,1 млн. студентов.

* * *

Объединительные процессы в учительской среде зародились еще в конце XIX столетия и начальной формой объединения работников образования стали съезды народных учителей. Первый съезд народных учителей был проведен еще в 1895 году и способствовал повышению профессионального уровня педагогического персонала и отчасти являлся формой участия учительства в обсуждении вопросов школьного строительства.

Посещение в 1896 году Нижегородской выставки учителями различных губерний обратилось фактически в неофициальный Съезд народных учителей. В последующие годы после этого съезда (с 1897 по 1902 годы) число учительских обществ возросло втрое.

Во время зимних каникул 1902-1903 г.г. был созван I Всероссийский Съезд учительских обществ взаимопомощи, который занялся главным образом вопросами повышения образовательного уровня учителей, улучшения условий их труда и укрепления учительских объединений. На Съезде было принято решение о подготовке Устава Всероссийского Союза учительских обществ.

В 1903-1904 годах демократически настроенные учителя видели способ устранения невыгодных условий своего труда в объединении и борьбе с самодержавием. В эти годы был создан «Союз народных учителей», объединивший демократически настроенных работников, по преимуществу из учительской среды.

В 1905-1907 годах, на волне активного объединения рабочих и служащих различных отраслей народного хозяйства России в профессиональные организации, резко возросло демократическое движение и среди работников образования.

Эти организации, ставшие зародышами профсоюзов, объединяли всех рабочих, составляли требования к предпринимателям, руководили стачками, участвовали в разрешении конфликтов между рабочими и предпринимателями, оказывали помощь безработным, стачечникам и т.п. Царское правительство, обеспокоенное ростом профсоюзного движения, 4 марта 1906 года издало закон о профсоюзах под названием «Временные правила о профессиональных обществах …». Этот закон явился первым правовым документом, который регулировал деятельность профсоюзов.

В начале марта 1905 г. группа петербургских педагогов и деятелей по народному образованию, примыкавших к левому крылу «Союза освобождения», поставила в Петербургском педагогическом обществе взаимопомощи вопрос об организации Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию. В результате 12 марта 1905 года в С-Петербурге 256 учителей и других деятелей народного образования провели собрание для основания «Союза народных учителей и других деятелей по народному образованию».

C 11 по 13 апреля 1905 года в Москве собрались представители 30 губерний России на Съезд педагогов и деятелей по народному образованию, который обсудил принципы объединения разрозненного учительского демократического движения в России, проект программы и Устава создаваемого Союза. Большинство участников съезда, в основном сельские учителя, высказались за то, чтобы союз был не только профессиональной, но и политической организацией. Съезд избрал Бюро Московского Союза, которому поручил совместно с Бюро Петербургского учительского Союза подготовить делегатский Съезд по организации Всероссийского Союза учителей и деятелей народного образования.

* * *

В результате подготовительной работы с 7 июня по 10 июня 1905 года в Финляндии состоялся Учредительный Съезд Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию на котором присутствовало 147 делегатов от 81-ой местной группы учителей, объединяющих 4668 человек.

По сведениям Бюро на съезде была представлена только половина образовавшихся в провинциях учительских групп. На этом Съезде 9 июня 1905 года было провозглашено создание Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию, избрано Центральное Бюро Союза, утвержден Устав, в котором были заложены идеи организационного строения Союза, которые в той или иной степени нашли отражение в современных профсоюзных структурах.

Наличие политических целей в программных документах профессионального движения того времени является характерной чертой и особенностью процесса становления и развития профсоюзного движения в России в начале XX века.

С 26 по 29 декабря 1905 года в С-Петербурге состоялся 2 делегатский Съезд Союза, который высказался за полную внутреннюю реорганизацию существующих учительских обществ взаимопомощи и объединения их во Всероссийскую организацию на началах материальной взаимопомощи и правовой защиты учителей.

27 июня 1906 года в Финляндии состоялся 3 делегатский Съезд Союза, который в основном отказался от политической платформы и всецело сосредоточился на проблемах защиты социально-экономических и иных прав учителей.

С 18 по 24 июня 1907 года состоялся 4 делегатский Съезд Всероссийского Союза учителей, который признал Союз профессиональной организацией и постановил полностью исключить из Устава политическую платформу, как затрудняющую объединение учительства. Съезд принял 10 постановлений «О непосредственных задачах профессиональной борьбы». Этот съезд стал последним съездом Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию.

После роспуска 2-й Государственной Думы деятельность Всероссийского союза учителей, как и многих массовых организаций в России ослабла, практически прекратилась.

В период политического оживления в России (1912-1914 гг.) состоялся Всероссийский учительский Съезд, который рассмотрел ряд профессиональных вопросов. Съезд предпринял попытку восстановить деятельность Союза учителей, но безрезультатно.

* * *

Только в апреле 1917 года деятельность учительского Союза удалось возобновить в полной мере. На очередном августовском Съезде Союз принял название Всероссийского учительского Союза (ВУС).

С учетом сложившейся политической ситуации в стране Всероссийский учительский Союз вновь включил в программу своих действий ряд политических требований.

После роспуска в 1917 году Учредительного собрания политическая деятельность Всероссийского учительского Союза была направлена против Советов, а потому в учительском движении произошел раскол по политическим мотивам. Власти оказали содействие революционным элементам учительства в выходе их из состава Союза и создании Союза учителей-интернационалистов, который объединил учителей, открыто перешедших на сторону Советской власти. Союз учителей-интернационалистов по предложению В.И.Ленина высказался в пользу скорейшего создания Всероссийского профессионального Союза работников просвещения и социалистической культуры.

* * *

С 28 июня по 1 августа 1919 года в Москве состоялся Учредительный съезд Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры. На съезде присутствовало 277 делегатов из 32 губерний.

Создание Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры было организационно оформлено 29 июля 1919 года. С этой даты начинается советский период истории профсоюзного движения работников образования России.

В мае 1921 года в профсоюз работников просвещения и социалистической культуры России вошли работники печати. В октябре 1921 года на объединенном съезде Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры и профсоюза работников искусств образован Всероссийский профессиональный союз работников просвещения и искусств.

В мае 1922 года профсоюз работников просвещения и искусств был разделен на два самостоятельных профсоюза : работников просвещения и работников искусств.

С 1922 по 1934 годы действовал Профсоюз работников просвещения РСФСР, который объединял работников школ, детских садов, детских домов, научных учреждений, вузов и политпросветучреждений России.

В сентябре 1934 года профсоюз работников просвещения РСФСР был разукрупнен на 8 профсоюзов : профсоюзы работников начальных и средних школ РСФСР, Белоруссии, Украины, Закавказья, Средней Азии, высшей школы и научных учреждений, работников дошкольных учреждений, работников политико-просветительских учреждений.

В 1948 году произошло объединение профсоюзов работников начальных и средних школ РСФСР с профсоюзом работников дошкольных учреждений РСФСР.

В апреле 1953 года профсоюзы работников высшей школы и научных учреждений, политико-просветительских учреждений, работников искусств, полиграфических работников и печати объединились в профсоюз работников культуры.

В ноябре 1955 года профсоюз работников высшей школы и научных учреждений выделился из профсоюза работников культуры.

В мае 1956 года профсоюз работников начальных и средних школ РСФСР как и аналогичные профсоюзы в союзных республиках был переименован в профсоюз работников просвещения РСФСР.

* * *

В августе 1957 года произошло объединение профсоюзов работников просвещения союзных республик и профсоюза работников высшей школы и научных учреждений и образован один профсоюз — профсоюз работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР. В этом же году была создана республиканская (РСФСР) организация профсоюза.

26-28 марта 1958 года состоялась I республиканская конференция профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР.

За период с 1958 по 1990 годы проведено 11 республиканских конференций профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР.

Республиканская организация профсоюза просуществовала до сентября 1990 года, когда крупные политические и социально-экономические преобразования привели к распаду СССР, реформированию ВЦСПС и профсоюзного движения, образования самостоятельного Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.

* * *

Устав профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации утвержден I Съездом Профсоюза 27.06.1990 г., изменения и дополнения внесены II Съездом Профсоюза 4 апреля 1995 г., изменения и дополнения внесены III Съездом Профсоюза 5 апреля 2000 г., изменения и дополнения внесены V Съездом Профсоюза 5 апреля 2005 года.

Председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ является Меркулова Галина Ивановна.

V Съезд собрался в юбилейный год, когда исполнилось 15 лет нашему профсоюзу, 100 лет профессиональному движению в образовании и 100 лет профсоюзам России.

Наш профсоюз всегда жил и живет интересами тех, кто учит и воспитывает детей и молодежь. А потому, чувствуя свою ответственность перед обществом, на съезде провели откровенный разговор о статусе учителя, о судьбе образования, о тех мерах, которые профсоюз предпримет в будущем, чтобы улучшить социальное самочувствие, защитить социально-трудовые права и профессиональные интересы работников отросли.

Из истории Калмыцкой республиканской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

Особое место в системе профсоюзного движения Республики Калмыкия занимает Профсоюз работников народного образования и науки РФ, история которого начинается с 1921 года.

В 1921 году отдел образования Калмыцкого ЦИКа создал постоянно действующие  учительские курсы. В мае 1921 года, проработав положенную на курсах программу, слушатели выразили желание выслушать доклад о целях и задачах деятельности профсоюзов. После доклада, с которым выступил председатель Астраханского союза работников просвещения, курсы решили объявить себя съездом работников просвещения Калмыцкой области и избрали правление.

Так, 1 июня 1921 года был организован Калмыцкий профессиональный союз работников просвещения — Рабпрос, который  затем вошел  в состав Калмыцкого  Областного Совета Профсоюзов (1 октября 1921 года постановлением Секретариата ВЦСПС был утвержден и зарегистрирован Калмыцкий областной совет профсоюзов).

К началу 1922 года численность союза составила почти  тысячу человек.  Перед профсоюзом Рабпроса стояли те же задачи, что и в целом перед профсоюзами всей страны:  увеличение численности членов  профсоюза, борьба с безграмотностью, защита интересов работников. С 1929 года началось развитие массового социалистического соревнования, которые возглавил профсоюз.

В результате сталинской национальной политики  в декабре 1943 года ликвидируется  Калмыцкая область, население  насильно депортируется  в Сибирь, вслед за ними были отправлены и снятые со всех фронтов офицеры и солдаты калмыцкой национальности. Калмыцкий  облсовпроф, в том числе и Рабпрос,  прекращают свою деятельность. Лишь спустя  13 лет после  восстановления Калмыцкой автономной области в составе Ставропольского края профсоюз работников просвещения возобновил свою работу в составе Калмыцкого облсовпрофа. С июня 1966г. началась подготовительная работа по созданию обкома профсоюза работников просвещения, завершившаяся 17 февраля 1967 года 1-й Областной профсоюзной конференцией работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. Председателем обкома профсоюза избирается Цыс Михаил Власович, секретарем — Сусеева Жанна Аксеновна.

В становлении и утверждении обкома профсоюза, как органа, стоящего на защите человека труда большую роль сыграли первые члены тогдашнего президиума: Домашенко Д.Ф., Утнасунов С.Б., Марина Е.Ф., Калачинова А.В., Чиряев М.М., Бурчугинова Л.Б.

Неоценим вклад в развитие профсоюзного движения членов первого послевоенного обкома профсоюза: Болдырева Ц.У., Басановой Е.С., Васькиной И.И., Муниева Б.Д., Фисенко Е.А. и многих других.

1970-1980 годы профсоюз принимает активное участие в решении вопросов организации горячего питания школьников, создания нормальных условий труда учителя, благоприятного морально-психологического климата в коллективе, правильности выплаты заработной платы, организации социалистического соревнования трудящихся.

Политические и социально-экономические изменения, фактическая смена общественно-политического строя не смогли не сказаться на профсоюзах. Профсоюз стал принимать активное участие в законотворческой деятельности, в подготовке нормативно-законодательных актов.

26-27 сентября 1990 г. Всероссийский Учредительный Съезд провозгласил создание Профсоюза работников народного образования и науки РСФСР.

18 октября 1990 г. Верховный Совет  Калмыцкой АССР принял постановление «О декларации о государственном суверенитете КАССР». 20 декабря 1990 г. была образована суверенная республика. В связи с этим Калмыцкий обком профсоюза работников народного образования и науки РФ реорганизован в Калмыцкий республиканский комитет профсоюза работников народного образования и науки РФ.

На протяжении всего послевоенного периода в разное время  Калмыцкой организацией руководили  Цыс М.В.,. Сергиенко Н.Г., Хахулова В.С..  Гаряева Г.Н., а с 1997 г. —  Коокуева А. И., которые многое сделали для становления и развития отраслевого профсоюза.

В разные годы в развитии отраслевого профсоюзного движения большую роль сыграли  Тепикина Ю., Авеева З.Э., Заморина А.П., Полторабатько Е.Ф., Манджиева Н.И., Бархамурова Е.У., Громова Н.Б., Михайлова Л.А., Цохорова Т.С., Балханакова В.Б., Оглаев Ю.О., Дорджиева Н.С., Болеева Н.В. и др.

1990-е годы- стали  поистине школой для профсоюза. Попытки работников образования привлечь внимание к бедственному положению своей отрасли наталкивались на глухую стену.  Рескому профсоюза пришлось сплотить вокруг себя работников отрасли, вступить в борьбу за права учителей, а по большому счету — за будущее детей. Так, впервые в новейшей истории профсоюза в 1992 году был организован стачечный комитет во главе с Егоровым Баатром Борисовичем. Членами стачкома были Усунцынова В.Б., Шарманджинова Н.А., Карпекина Т.Я.,  Рябова Т.Б. Бочкаев В.Х. — председатель 1 стачкома работников школ г. Элисты. Пикетирования, двухчасовые забастовки, митинги, другие акции поначалу не привлекали внимания, а иногда вызывали насмешку у властных структур.

И все-таки совместные действия профсоюза весной 1990-1992 гг. стали значительным событием. Власти вынуждены были признать их правомерность. В результате  отрасль первой из числа бюджетных сфер получила возможность повысить с 1 января 1991 года ставки и оклады работников образования на 40%.

В тот период удалось добиться выхода 4-х постановлений правительства РК направленных на улучшение условий труда и материального состояния учителей республики, преподавателей Калмыцкого госуниверситета и Элистинского педагогического училища.

Почти за год до принятия Закона РФ «О коллективных договорах и Соглашениях» были заключены Соглашения с администрацией по защите социально-экономических прав работников образования.

В результате коллективных акций, переговоров с властями на несколько месяцев  раньше предполагаемого срока в республике была введена новая система оплаты  труда. Впоследствии профсоюз добился установления доплат работникам  ВУЗа, имеющим ученые степени и звания.

В новых условиях нужно было помочь учителям, преподавателям освободиться от сложившихся в сознании стереотипов, сориентироваться в происходящих в стране изменениях, научиться защищать свои права. Меняются содержание, формы и методы работы, наметилось стремление в полной мере использовать право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением прав человека труда.

Приобретен значительный опыт организации коллективных акций, ведения переговоров с правительством, а на местах — с органами власти. В 1994 году в связи с задержкой заработной платы  были  созданы стачечные комитеты в г. Элисте, Приютненском, Сарпинском и Целинном районах.

Не одно испытание пришлось пережить профсоюзам республики в постсоветский переходный период. В 1994 году Правительство РК   с применением сил МВД, казачества и ОМОН, пытается отобрать имущество профсоюза и только благодаря совместным действиям, помощи ФНПР, ЦК Профсоюза удалось предотвратить незаконные действия власти. В этих условиях Реском профсоюза продолжал свою работу. Членские  профсоюзные организации  еще больше сплотились  и оказывали всяческую поддержку. Рескомом была направлена в первичные организации  листовка с обращением к членам профсоюза.

Сегодня Реском  Профсоюза имеет твердую законодательную базу, это позволяет более эффективно отстаивать права работников.

В настоящее время Калмыцкая республиканская организация насчитывает в своих рядах 17811 членов,  14 территориальных и 315 первичных организаций.

В новых условиях активную работу проводят такие члены профсоюза, как Наумова Л.Н., Солодовникова Л.Г., Натырова О.П., Комардин Н.Б., Кувенева И.И., Плескачева Т.Н., Манджикаев В.Б., Кекеева Т.А., Шараева В.В., Г.И., Шураева В.Б., Манджиева Е.Б., Кабаков В.А., Кюльменова О.З., Кашранова Н.Б.., Олядыков А.Б., Юдина В.М., Наминова И.С., Пономаренко Р.И, Минкеев С.Б. и др.

Профсоюз вырос, адаптировался к тому, что происходит вокруг, приобрел авторитет и уважение. Это признает и власть, воспринимая Профсоюз и его территориальные организации не только как реальную силу, но и как социальных партнеров.