Встретимся в «научке» — 22!

 

Вот и ушло неспешно, как там поется в песне, «король оранжевое лето», «лето цвета неба – огромное и синее», а у нас, согласитесь,  «цвета солнца, золотом расшитое».

Главная же примета осени – это не первая прохлада, не наметившаяся позолота в кронах деревьев, хотя и это тоже! Осень – это всегда воздушные банты первоклашек с огромными букетами, за которыми их едва видно, загоревшие и подросшие за лето школьники с тяжелыми рюкзаками. День знаний — вот главная примета этой поры!

А в вузах свои «первоклашки» – первокурсники! Их сразу видно по несколько растерянным, ищущим взглядам: аудитория такая-то где, корпус, а деканат, библиотека, столовая? Как-как зовут преподавателя? И это лишь часть вопросов периода адаптации в студенческой жизни!

Потом начнется поиск ответов на более сложные вопросы, ведь им многое предстоит узнать, многому научиться. Счастливое время становления, жизненной закалки без родительской опеки, тот самый «воздух свободы», о котором мечтают все в их возрасте. Радость первых побед и переживания по поводу первых неудач в учебе, а они, поверьте, неизбежны! Первая любовь, обретение друзей, которые навсегда, какая-то беззаботность, возможная только в этот период жизни. Сколько взрослых, готовых пережить все это вновь!

Поздравляем всех первокурсников с первым состоявшимся шагом во взрослую жизнь! Пусть исполнятся все ваши планы!

Уже «отшумел» День знаний, прошедший в этом году, в связи открытием в университете медицинского факультета, более торжественно и волнительно. Начались рабочие будни, а в фойе научной библиотеки  плакат «Здравствуй, первокурсник!», написанный ярко-красными буквами,  «расцвели» шары-цветы, по полу «побежали» цветные следы-указатели – приметы квеста «Встретимся в «научке!», ставшего традиционным форматом знакомства  первокурсников со структурой библиотеки, с функциями ее отделов и информационными ресурсами. Конечно, это и наше знакомство с новым поколением студентов, которым мы всегда готовы помочь.

К этой первой встрече с ними мы готовимся, продумывая все: афишу, последовательность, во избежание столпотворения, прохождения командами своих маршрутов по станциям – отделам библиотеки, составляем и красочно оформляем соответствующие каждому отделу вопросы. Кстати, надо отметить, что авторство маршрутных листов с зашифрованной схемой движения, всегда вызывающих неподдельный интерес и восторг ребят, принадлежит заведующему отделом цифровых технологий и сервисов Е.В. Басанговой.

К каждой квест-игре мы выбираем ключевую фразу, разрезаем ее на фрагменты – пазлы, которые команды получают на каждой станции после выполнения заданий. На этот раз это была строчка из стихотворения, посвященного нашему университету,  юбиляра года Д.Н. Кугультинова:

 

«…Премного род людской тебе обязан,

Садовник мудрый, университет!».

 

Давно не было так шумно у нас! Два года мы проводили это мероприятие в онлайн-режиме, что, согласитесь, не сравнить с живым общением, живыми  эмоциями, а они были! На вопрос понравилось ли им, дружно и о-о-очень громко отвечали: «Да-а-а! Интересно!».

Квест, пожалуй, первое их большое студенческое мероприятие. Он не просто знакомит с обустройством библиотеки, но способствует и более близкому знакомству студентов друг с другом, их адаптации в университете. Именно это отметила Ю.Н. Радачинская, куратор одной из групп ФМФИТ. Юлия Николаевна поздравила всех с началом студенческой жизни, призвала чаще обращаться в библиотеку, где им всегда придет на помощь, цитирую, «компетентный, отзывчивый персонал. Двери открыты для всех вас, для всех нас!». И это не просто дежурные слова, Юлия Николаевна – частый гость библиотечных мероприятий, заинтересованный, неравнодушный куратор, считающий взаимно полезным такое неформальное общение с ребятами. «Костяк своей группы я уже вижу», – сказала она в разговоре с нами, отметив, что ей очень нравятся наши разноплановые мероприятия.

И, действительно, это была командная работа. Мы составляем вопросы для этого квеста всегда в пределах школьной программы, «зашифровывая» различные факты по истории, биологии, литературе, физике и т.д. И чтобы найти ответ, студентам нужны и знания, и логика, и смекалка.  Интересно наблюдать за ходом их мысли, за их рассуждениями. К примеру, на абонементе художественной литературы их ожидало «свидание вслепую»: по шуточной аннотации они узнавали книги, названия которых мы спрятали, обернув в бумагу. Так, они вспоминали героя Пушкина, сделавшего дупло в старом дереве «почтовым ящиком» для любовной переписки, принца-инопланетянина, считавшего, что «самого главного глазами не увидишь, надо видеть и слышать сердцем…». Не все вспомнили героя Гоголя, которого приняли, говоря современным сленгом, за «крутого», а он и «давай понты гнуть. Собрал все бабки – и ходу! Только потом выяснили, что не крутой вовсе…», смеялись, не угадав, что «…хрущевки и коммуналки далеко не самые тесные квартиры» – это сказка «Теремок». Так были «зашифрованы» «Вий», «Приключения Чиполлино», «Вишневый сад», «Сказка о царе Салтане» и еще 12 произведений.

В зале краеведческой литературы и периодических изданий им была предложена игра «Что? Где? Когда?». Спиннер, служивший волчком, «выбрал» вопросы об академике П.М. Эрдниеве, о Номто Очирове, о В. Хлебникове, о плуте и озорнике, герое фольклора Кеедә! Только команда ГФ сумела сразу дать ответ на вопрос из «черного ящика» из области народных традиций, другим пришлось подсказывать. Там лежала баранья лопатка.

А в книгохранилище, куда вход доступен даже не всем сотрудникам, ребята могли попасть, только разгадав ребус, который и указывал, где их следующий пазл.

В читальном зале естественнонаучной литературы им пришлось вспомнить знания по физике, биологии, химии, но через литературу. К примеру, о таком природном явлении, как эхо, по стихотворению Пушкина, по его же произведению говорили о механическом движении, совершаемом известным своей «ученостью» котом. Переводили с «химического» языка известные фразы, как гроша купрумного не стоит – гроша медного не стоит и т.д.

Думаем, после зала каталогов, где почти по «шпионскому», понятному только библиотекарям сочетанию цифр, букв и слогов, они находили очередной пазл, библиотечные шифры не будут казаться им наскальными надписями далеких предков, а станут тем самым компасом в огромных фондах. К примеру, 4 Ани-Ару Ано… и они знают, что это такое.

В Институте Конфуция команды сначала искали чужого среди своих, своего среди чужих. В китайском зале этим «чужим» стала калмыцкая шапка. В ней задание вспомнить расположение цветов радуги. Сложив цветные буквы в таком порядке, получали задание найти панду и дракона, под ними находились 2 листа с «иероглифами» в нашем исполнении, совместив которые они получали текст: «Китайская опера. Маска». Под одной из масок в зале – пазл.

Еще много интересного было, всего не опишешь. Надеемся, у ребят сформировалось представление о необходимых им ресурсах и услугах библиотеки. Пока подсчитывались баллы, ребятам была предложена  красочно оформленная игра из 20 вопросов о различных открытиях науки, изобретениях, известных ученых.

Ну, а победителями игры стали студенты ГФ, вторыми ФМФИТ, третьими ЭФ. Директор научной библиотеки Т.Н. Горяева поздравила студентов с началом учебного года, вручила грамоты победителям, а т.к. квест праздничный, то студентам остальных факультетов вручила грамоты за активное участие в игре.

Спасибо, первокурсники! Следите за нашими афишами, впереди много интересного!

Отдельное спасибо коллегам за помощь в проведении квеста!

С. Богаева, зав. ОМР НБ