Весенняя сессия «Школы юного литератора»

31 марта состоялась весенняя сессия в «Школе юного литератора», на которую были приглашены ученики 11-х классов школ г. Элисты и районов Республики Калмыкия. В работе школы приняли участие обучающиеся МБОУ «СОШ №3 им. Н.Г. Сергиенко», МБОУ «СОШ №4», МБОУ «СОШ №8 имени Н. Очирова», МБОУ «СОШ №12», МБОУ «СОШ №15», МБОУ «СОШ №17 им. Д.Н. Кугультинова»,  МБОУ «СОШ №20», МБОУ «Элистинский технический лицей», МБОУ «Калмыцкая национальная гимназия имени А.Ш. Кичикова», МБОУ «Элистинская классическая гимназия», МБОУ «Русская национальная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского», МБОУ «Элистинский лицей», МКОУ «Комсомольская СОШ им. Н.С. Манджиева», МКОУ «Малодербетовская гимназия им. Б.Б. Бадмаева», МКОУ «Ергенинская СОШ им. Л.О. Инджиева», МОБУ «Троицкая СОШ им. Г.К. Жукова».

Занятия в «Школе юного литератора» провели преподаватели кафедры русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы – к.ф.н., доцент Манджиева Баирта Владиславовна, к.ф.н., доцент Шкурская Екатерина Алексеевна, старший преподаватель Орлова Елена Александровна, а также студенты 2 курса направления «Отечественная филология (русский язык и литература)».

Манджиева Б.В. в начале своего занятия подчеркнула, что в 2021 году в структуре и содержании контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по литературе никаких изменений не произошло, лишь обновлено одно из заданий с кратким ответом: в текст с пропуском двух слов требуется вписать два литературоведческих термина (или литературных факта).

На заседании «Школы юного литератора» особое внимание было уделено разбору основных требований к подготовке и написанию полноформатного сочинения (17.1-17.4), поскольку именно оно вызывает наибольшие затруднения у школьников. Манджиева Б.В. начала разговор с объяснения формулировок задания, обратила внимание участников Школы на обязательное ознакомление с критериями оценивания в процессе подготовки, на необходимость выполнения первого критерия, предполагающего присвоение  3-х баллов (максимальный балл) за раскрытие темы сочинения на разных уровнях: глубоко и многосторонне; глубоко, но односторонне; поверхностно. Однако если тема не раскрыта, то по критерию выставляется 0 баллов и вся работа далее не проверятся.

Кроме того, на примере конкретного сочинения были подробно разобраны: критерий 2 – привлечение текста произведения для аргументации; критерий 3 – опора на теоретико-литературные понятия, критерий 4 ­– композиционная цельность и логичность.

Шкурская Е.А. познакомила участников «Школы юного литератор» с «Образом русалки в немецкой балладной традиции первой половины XIX века». На примере классификации водных дев по ареалу обитания и функциональному назначению (сирены, русалки, мелюзины, ундины), ребята рассмотрели типологические признаки образа водной девы в западноевропейском и славянском фольклоре,  повторили особенности балладного жанра, а также проанализировали эволюцию образа русалки  в немецкой романтической традиции.  На занятии прозвучали стихи  В. Гете «Рыбак», К. Брентано «На Рейне в Бахарахе», О. Лебена «Скала Лорелеи», Г. Гейне «Лорелея».  Наибольший интерес вызвала рейнская легенда о губительной красоте девушки с золотыми волосами, заманивающей моряков на морское дно чарующим пением. В конце занятия  был сделан вывод о том, что в балладной традиции немецкого романтизма доминирует образ Лорелеи, метафорически переосмысленный каждым автором по-своему.

Орлова Е.А. вместе с ребятами проанализировали стихотворения на военную тематику, созданные поэтами-бардами – Ю. Визбором («Военные фотографии»), В. Высоцким («Он не вернулся из боя») и Б. Окуджавой («Король»). В соответствии с критериями были выполнены задания 15 и 16 ЕГЭ по литературе. Педагог рассказала о том, как выбрать правильный ракурс для убедительного сопоставления с предложенным текстом, как привлечь текст для аргументации и мн.др. Тестовые задания не вызвали затруднений у школьников: они легко определяли размер, родовую принадлежность произведения, разнообразные изобразительно-выразительные средства, используемые поэтами в стихотворениях.

Завершающим этапом занятий в «Школе юного литератора» стала литературная игра «Где логика?», подготовленная студентами 2 курса направления «Отечественная филология (русский язык и литература)»: Дженгуровой Людмилой, Гнусаревой Дианой, Кулдашевой Гульшодой, Бадмаевой Алтаной, Чуб Мариной. В первом раунде школьники должны были узнать по картинкам, о каком писателе/поэте идет речь (каждая картинка обозначала определенный факт биографии или творчества). Во втором раунде необходимо было разгадать название художественного произведения по серии ассоциативных фотографий, а также пояснить свой ответ. Наибольшую сложность вызвал третий раунд, где ребятам предлагалось узнать героя по карточкам (отдельно взятая карточка представляла собой одну черту образа героя).

В результате игры выявился абсолютный победитель – Бембеев Данир, учащийся МБОУ «Элистинский лицей», ответивший на самое большое количество вопросов. Второе место заняла Горяева Дельгира (МБОУ «СОШ №12») и третье место разделили две участницы игры — Базырова Оливия (МБОУ «ЭКГ») и Тюрбеева Байсана (МОБУ «Троицкая СОШ им. Г.К. Жукова»).

В целом, мероприятие получилось очень содержательным, увлекательным и полезным для ребят, которые собираются сдавать единый государственный экзамен по литературе. В конце занятий Бондарев Максим  (МБОУ «СОШ №3») высказал свое мнение о занятиях в «Школе юного литератора»: «Проводить такие мероприятия нужно, это очень интересно, и является своеобразной подготовкой к ЕГЭ. Очень многое узнал, и это поможет мне при сдаче экзамена. Правда, хотелось бы, чтобы занятия прошли в очном формате, но все равно было хорошо». Максим поблагодарил преподавателей и студентов за организацию «Школы юного литератора».

Мы желаем всем участникам весенней сессии «Школы юного литератора» успешной сдачи ЕГЭ по литературе!

 

Кафедра русского языка и общего языкознания,

русской и зарубежной литературы