Программа «Приоритет 2030»: открытие психолого-педагогических классов в школах Калмыкии

Институт образования Высшей Школы Экономики указывает на рост дефицита педагогических кадров. Чаще всего не хватает учителей математики, иностранного и русского языков. В целом по стране, как отмечает Министерство просвещения России, к 2029 году нехватка педагогов составит 189 тысяч человек. Сейчас, согласно статистическим данным, число учителей в возрасте от 22 до 25 лет составляет всего 5,5%, и ситуация не изменится как минимум до 2024 года. Что касается нашей республики, то она входит в тройку регионов – «лидеров», где больше всего педагогов пенсионного и предпенсионного возраста: Смоленская область (36,3%); Приморский край (35,4%); Калмыкия (35%). На сегодня в Калмыкии также наблюдается кадровый дефицит учителей. Проблема привлечения молодых педагогов в образовательные организации республики относится к числу важнейших и требует комплексного подхода на региональном государственном уровне. Одним из факторов его решения может стать расширение практики целевых наборов абитуриентов на педагогические специальности в КалмГУ.

Целевой набор является одним из способов поступления абитуриента в вуз на бюджетное обучение. Основная особенность поступления в вуз по целевому приему заключается в том, что абитуриент подает в приемную комиссию вуза, вместе со стандартным пакетом документов и договором о целевом обучении с конкретным образовательным учреждением. По окончании обучения студенты-целевики трудоустраиваются в эти образовательные учреждения.

Вместе с тем, чтобы такая практика целевого набора успешно работала, наш вуз с 1 сентября 2022 года совместно с Министерством образования и науки РК реализует Региональный сетевой проект «Психолого-педагогические классы Республики Калмыкия» (руководитель д.п.н., профессор Кекеева З.О.).

Целью данного проекта является создание условий для профессионального самоопределения школьников 9 – 10 х классов, в том числе их ориентированности и мотивированности к приобретению педагогических профессий.

Согласно договоренности с Министерством образования и науки РК психолого-педагогические классы будут созданы в следующих 14 образовательных учреждениях Калмыкии: МБОУ «СОШ № 23 имени П.М.Эрдниева» г. Элиста; МКОУ «Виноградненский лицей имени Дедова Ф.И.» Городовиковский район;  МОКУ «Вознесеновская  СОШ  имени И.В. Гермашева» Целинный район; МКОУ «Городовиковская  СОШ №  имени Г. Лазарева» Городовиковский район;  МКОУ «Артезианская СОШ № 1» Черноземельский район; МКОУ «Комсомольская  СОШ имени Н.С. Манджиева» Черноземельский район; МБОУ «СОШ № 8 имени  Н. Очирова»  г. Элиста; МБОУ «СОШ№ 10» г. Элиста;  МКОУ «СОШ №12» г.Элиста;  МКОУ «Малодербетовская СОШ имени К.Д. Убушиевой» Малодербетовский район;  МКОУ «Плодовитенская  СОШ»  Мало-Дербетовский район;  МБОУ «Русская национальная гимназия имени С.Радонежского» г. Элиста; МКОУ «Обильненская СОШ» Сарпинский район, МКОУ «Садовская  СОШ № 1» Сарпинский район.

В связи с этим 3 июня 2022 году состоялось организационное межведомственное совещание, в котором приняли участие представители Министерства образования и науки РК и Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова.

На совещании выступила З.О. Кекеева, д.п.н., профессор КалмГУ, которая отметила, что проект реализуется в рамках программы «Приоритет 2030» подпроекта «Устойчивое развитие городов и территорий и качественное образование – факторы сохранения и развития человеческого капитала Республики Калмыкии (governance)». Организационное и научно-методическое обеспечение проекта будет обеспечиваться Региональным педагогическим технополисом «ПрофИнСтарт Педагога» (руководитель З.О. Кекеева, д.п.н., профессор). Технополис включает три сетевых подразделения:

научно-исследовательская лаборатория по изучению особенностей развития профессиональных компетенций личности на основе цифровых решений в высшей школе (руководитель – З.О. Кекеева, д.п.н., профессор кафедры психологии);

лаборатория критического мышления, направленная на изучение опыта конструирования социального выбора и прогнозирования личного успеха, а также проектной деятельности учителя и ученика в школе (руководитель – С.В. Даржинова, к.п.н., доцент кафедры психологии;

центр педагогических инноваций «Мониторинг физического здоровья детей и молодежи в регионе», направленный на исследование состояния физического здоровья детей и молодежи как фактора сохранения и развития человеческого капитала Республики Калмыкии (руководитель — В.Д. Бурлыков, к.п.н., доцент).

В своем выступлении Э.М. Мацакова заместитель министра образования и науки поблагодарила руководство КалмГУ за столь своевременную инициативу, а также заверила, что со стороны Министерства будет оказана всемерная поддержка в реализации столь значимого проекта, направленного на популяризацию профессии учителя, закрепление молодых специалистов, развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров в регионе.

 

Материал подготовила: Даржинова С.В., к.п.н., доцент кафедры психологии