Педагог, Философ, Журналист…

4 марта студенты направления «Педагогика», «Психология» и преподаватели факультета педагогического образования и биологии собрались в онлайн-режиме на мероприятии, организованном сотрудниками научной библиотеки. Тема встречи – биография, педагогическая деятельность  философа, психолога, журналиста Александра Антоновича Сокальского, уникального, увлеченного человека, обладающего большой эрудицией и нестандартным взглядом на окружающий мир, талантливого Учителя, умеющего с использованием оригинальных подходов найти простое, красивое, убедительное в изучении и преподавании философии, психологии, этнопедагогики.

21 февраля 2021 года Александру Антоновичу исполнилось 100 лет! Согласитесь, значительная и незабываемая дата! Биография этого человека удивительна и насыщена многими событиями, и радостными, и печальными, даже трагическими…

Рассказать о жизни А. А. Сокальского, принять участие в мероприятии любезно согласился сын юбиляра — Эдуард Александрович Сокальский,  психолог, преподаватель кафедры психологии ФПОиБ.

Информационно-библиографический отдел научной библиотеки подготовил презентацию о жизни и деятельности А. А. Сокальского. Аудитория узнала о том, что Александр Сокальский родом из Польши, детство прошло в местечке Здолбуново – крупном железнодорожном узле. Окончил гимназию и гуманитарный лицей, поступил в Львовский государственный университет, на факультет украинской филологии.  Казалось бы, жизнь открывает удивительные горизонты, но, началась Великая Отечественная война…

Александр Сокальский был в числе  бойцов отрядов обороны г. Львова, участником трудового фронта. Об этих труднейших, тяжелейших годах из жизни отца рассказал Эдуард Александрович. По воспоминаниям отца, им — студентам-первокурсникам Львовского университета выдали винтовки и поручили расчистку аэродрома, везде уже царила военная разруха от бомбежек немецких самолетов. Александр Сокальский с первых дней войны увидел гибель простого, гражданского населения.

Наверное, спасло жизнь Александру Сокальскому то, что он был эвакуирован из Киева в Воронежскую область (колхоз им. Чапаева), а затем в западный Казахстан – город Уральск. Работал бригадиром на одном из предприятий г. Уральска, выпускавшем продукцию для фронта, затем был направлен с группой специалистов в новую область – Калининградскую, для организации мясомолочных совхозов, работал комендантом, секретарем партбюро совхоза «Юдинский» Озерского района Калининградской области. Понятно, что молодым руководителем выполнялась большая, ответственная  работа. Вся страна руководствовалась одним лозунгом: «Все для фронта – все для Победы!».

Ни война, ни тяжелые послевоенные годы не умерили тягу к знаниям, желание учиться. Этому свидетельство – прекрасное образование А. А. Сокальского.

Учеба на факультете журналистики в престижнейшем вузе страны — МГУ им. Ломоносова, где впоследствии  была аспирантура и защита кандидатской диссертации. Мы узнали об интереснейшем факте поступления Александра Сокальского в этот университет в 1953 году, когда из-за большой занятости он не успел на вступительные экзамены. Но это не остановило энергичного юношу, он записался на прием к Е. А. Фурцевой, занимавшей должности с 1950 года  второго, а с 1954 по 1957 год — первого секретаря Московского городского комитета КПСС, в будущем — Mинистра культуры СССР (1960-1974 гг.), которая посодействовала А. Сокальскому – вопрос поступления был решен. Нужно отдать должное и смелости А. Сокальского и мудрости Е. Фурцевой, сумевшей оценить целеустремленность молодого человека.

После окончания факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова А. Сокальский направлен в распоряжение редакции Томской областной партийной газеты «Красное знамя»,  был литературным сотрудником, собственным корреспондентом, зав. отделом газеты «Красное знамя», корреспондентом центральной газеты «Советская Россия». Было написано много публицистических статей, являлся  инициатором журналистской экспедиции по Объ-Енисейскому каналу. Вот такая интересная, очень «стремительная» биография у А. А. Сокальского.

Затем начался  период работы (с 1965–1975 гг.) в крупном вузе Сибири.    Работал ассистентом, старшим преподавателем, доцентом кафедры общественных наук Томского политехнического института им. С.М. Кирова. В библиотеке этого университета  есть сборники тех лет со статьями А.А. Сокальского, в которых разрабатывались темы по воспитательной работе, педагогической практике студентов.

В 1975 году Александр Антонович Сокальский по состоянию здоровья и рекомендациям врачей переехал в Элисту. Пройдя конкурс на должность доцента кафедры общественных наук Калмыцкого государственного университета, будучи философом, легко овладел курсами политологии и социологии. Его яркий талант педагога, психолога, философа, журналиста, эрудиция, доброта, оставили неизгладимый след у студентов и коллег. Работая в содружестве с такими учеными-педагогами, профессорами, как О. Д. Мукаева, Г. Н. Волков, бережно  пропагандировал идеи народной педагогики, сохранение народных традиций в воспитании молодого поколения.

О книгах – сборниках научных статей, монографиях, публицистических изданиях, написанных самим А.А. Сокальским, или под его руководством, рассказала в библиографическом обзоре зав. сектором научной библиотеки К. С. Салаева, подчеркнувшая значимость и востребованность у студентов трудов по этнопедагогике, психологии.

Педагогическая деятельность А. Сокальского в Калмыцком государственном университете успешно сочеталась с научно-методической работой со школами республики.

Студенческая аудитория — будущие педагоги и психологи, узнали о деятельности первого республиканского Центра по диагностике и  развитию одаренных детей, созданного по инициативе и при поддержке А. А. Сокальского, возглавляемого им с 1993 по 2002 годы. Не одно поколение детей, прошедших через Центр, достигло высоких показателей, обучаясь после школ в престижных вузах страны и зарубежья. Многие выпускники Центра, сейчас уже сами ученые, педагоги, общаются, поддерживают связи с Александром Антоновичем, его семьей.

Организаторы мероприятия – сотрудники библиотеки, обратились к Эдуарду Александровичу с просьбой поделиться секретами психологических приемов, применяемых в общении, обучении, поскольку это тема  интересна многим.

Эдуард Александрович дал примеры психологических тренингов, наработанных лично, и, опираясь на опыт отца, напомнил его слова о том, что жизнь надо воспринимать как счастье, находится всегда в движении, не только в физическом смысле, но и в интеллектуальном.

Сотрудники научной библиотеки выражают большую признательность Эдуарду Александровичу, принявшему активное участие в мероприятии, а также преподавателям,  кураторам групп факультета педагогического образования и биологии – Кюнкриковой Ирине Валериевне, Момолдаевой Делгире Михайловне, оказавшим содействие в организации встречи.

 

 

Анчаева Л. А. зав. отделом НБ