Олимпиада по литературе: совершенствуем профессиональные навыки

 

Студенты 1 и 2 курсов направления «Отечественная филология (русский язык и литература)» приняли участие в олимпиаде по литературе, организованной Манджиевой Б.В. и Орловой Е.А., преподавателями кафедры русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы гуманитарного факультета. Ребята проверили, насколько глубоко знают творчество отдельных писателей и поэтов, факты их биографии, содержание литературных произведений, литературоведческие термины, умеют делать комплексный анализ художественного текста.

С первым заданием, в котором необходимо было распределить фрагменты выступлений и статей участников литературных объединений начала XIX века – «Арзамаса» и «Беседы любителей русского слова», почти все студенты успешно справились. Во втором задании ребята вписывали в лист ответов литературоведческие термины, соответствующие нескольким приведённым схемам. Заметные сложности вызвал дольник, размер, в котором безударные интервалы между ударными слогами не являются постоянными, но колеблются по длительности от одного до двух слогов. Третье задание почти все обучающиеся выполнили с легкостью. Нужно было определить, на спектакль по какому произведению пришел зритель, если в программке он видит вложенный текст стихотворения А.С. Пушкина «Не дай мне бог сойти с ума…» и фрагмент письма П.Я. Чаадаева; если в программке к нему воспроизведён фрагмент карты Европы и силуэт Наполеона; если вместе с программкой он получает банкноту в 5000 дублей (да, дублей), а жанр спектакля определён как «московский шабаш с одним разоблачением». В творческом задании ребята должны были представить себя автором  проекта «Виртуальный музей литературного творчества» и обосновать выбор литературного произведения для музея, дав оценку, прежде всего, его литературным качествам.

С целостным анализом прозаического/стихотворного текста справились далеко не все участники олимпиады. Для интерпретации художественного текста были предложены рассказ Виктора Астафьева «Окно» и стихотворение Марины Цветаевой «Психея». Критерии оценивания были традиционными для такого рода заданий: понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное, адекватное, аргументированное раскрытие этого смысла в динамике –  через конкретные наблюдения, сделанные по тексту; композиционная стройность работы, связность и логичность текста ученика, уместность цитат и отсылок к произведению; владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы; историко-литературная эрудиция, уместность и интерпретационная обоснованность использования фонового материала из области культуры и литературы, отсутствие фактических ошибок; общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок).

По итогам проверки олимпиадных работ были определены победитель и призеры олимпиады: 1 место занял Титаренко Артем (1 курс), 2 место – Мисникович Мария (1 курс) и 3 место – Бармагнанова Айгуль (2 курс). Можно отметить достаточно высокий уровень знаний ребят по литературе, широкий литературный кругозор, умение глубоко воспринимать прочитанное и готовность решать нестандартные филологические задачи.

Поздравляем ребят, показавших отличные результаты, и желаем постоянно совершенствоваться, стремиться к новым знаниям и развивать свои профессиональные навыки!

 

 

Орлова Е.А., старший преподаватель кафедры русского языка и общего языкознания,

русской и зарубежной литературы