Офицеры-фронтовики: Анатолий Шалхакович Кичиков

 

 

Анатолий Шалхакович Кичиков – доктор филологических наук, профессор Калмыцкого государственного университета, заслуженный учитель Калмыцкой АССР, лауреат Государственной премии им. О.И. Городовикова, писатель, публицист, выдающийся учёный, основоположник современного джангароведения как отрасли отечественной и международной фольклористики, наставник современной калмыцкой научно-педагогической и творческой интеллигенции. Родился 23 декабря 1921 года в урочище Хара-Шаралджин Бага-Чоносовского улуса Астраханской области (ныне Целинный район Республики Калмыкия).
В 1939 году прошел обучение в Калмыцком педагогическом училище в Астрахани. Начало трудовой педагогической деятельности в 1940 году в НСШ при Зональной станции Троицкого района Калмыцкой АССР было прервано войной.
В январе 1941 года был зачислен в Грозненское авиационное училище им. П. Осипенко, которое закончил в 1942 году. Кичиков А.Ш. принимал участие в обороне Северного Кавказа в составе сводного курсантского батальона авиаучилища. Впоследствии из резерва Закавказского фронта был направлен в Тбилисское горно-артиллерийское училище им. 26 бакинских комиссаров, по окончании которого с отличием в звании лейтенанта был направлен в воинскую часть 1665 КАМП (конно-артиллерийский полк) командиром огневого взвода 76-мм орудия. В 1943 году из числа лучших курсантов училища была сформирована Отдельная 44-я команда, направленная на службу в Иран. В июне 1944 года, был отозван в резерв CABО (Среднеазиатского военного округа), где, будучи калмыком, не имея права, готовил маршевые подразделения для отправки на фронт. Награжден семью медалями за участие в ВОВ.
Анатолий Шалхакович Кичиков награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование100-летия со дня рождения В.И. Ленина» и юбилейными медалями ветерана Великой Отечественной войны.
В годы высылки (1945‒1957 гг.) работал сначала учителем, а затем директором школы и инспектором народного образования Аягузского района Семипалатинской области Казахской ССР, где проявил себя как опытный организатор и педагог. В 1953 году экстерном с отличием закончил Семипалатинский учительский институт.
В период восстановления республики, после возвращения из ссылки калмыцкого народа, все свое умение, опыт и знания А.Ш. Кичиков отдает делу возрождения народного образования. В 1957 году он работает методистом Калмыцкого института усовершенствования учителей, преподавателем Калмыцкого отделения Карачаево-Черкесского педагогического училища и Ставропольского государственного педагогического института, в 1959 году директором Калмыцкого педагогического училища. Опытный педагог и методист, А.Ш. Кичиков является автором многих школьных учебников, учебно-методических пособий, учебных программ по калмыцкому языку и литературе. В эти же годы Анатолий Шалхакович проявил себя как талантливый писатель, публицист и литературный критик. Из-под его пера выходят рассказы и повести на родном языке: «Светлый путь» (1957 г.), «Беглец» (1957 г.), «Күрл медалин герл», («Блеск бронзовой медали», 1985 г.), «Өрүн торланла» («Предрассветный хор жаворонков», 1996 г.) и мн. др., сборники литературно-критических статей «Герлтсн үгин төлә» («За лучезарное слово», 1963 г.), «Келсн үг ― керчсн модн» («Сказанное слово ―срубленное дерево», 1983 г.).
В 1960-1977 гг. А.Ш. Кичиков посвятил себя научной деятельности в Калмыцком научно-исследовательском институте (КНИИЯЛИ). Его ранние этимологические работы и лексикографические статьи, написанные в 1960-1970-е годы, позже вошли в книгу «Үгин туск үг» («Слово о словах», 1979 г.; изд. 2-е, расшир. и переаб. – 2017 г.). Прекрасный знаток калмыцкого языка, начав, как лексикограф и лингвист-диалектолог, в 1963 он публикует монографию «Дербетский говор», на основе которой в 1964 году успешно защищает кандидатскую диссертацию. Со временем круг научных интересов ученого расширяется: лингвистика и история, фольклористика и эпосоведение. В 1966 году А.Ш. Кичиков возглавил сектор джангароведения, где развернул масштабную комплексную научно-исследовательскую работу по публикации и изучению эпоса «Джангар». Ученый издает фундаментальные монографические исследования ― «Баатрлг дуулвр «Җаңһр»» (1974 г.) и «Исследование героического эпоса «Джангар». Вопросы исторической поэтики» (1976 г.).
Под руководством А.Ш. Кичикова и при его участии как составителя впервые публикуется двухтомное академическое издание 25 песен калмыцкого героического эпоса «Джангар» (Москва, «Наука», 1978 г.), включающее в себя открытый ученым цикл ««Джангара» (список Малодербетовского улуса)» из трех песен в записи 1862 г. и подлинный текст цикла «Джангара» Ээлян Овла из 10 песен в записи 1908-1910 гг. (находки мая-июня 1966 г.).
Последующие годы (1977-1998 гг.) А.Ш. Кичиков посвятил научно-педагогической деятельности в Калмыцком государственном университете. Его исследования в этот период представляют собой концептуально ценные труды по джангароведению, известные широкому кругу специалистов в стране и за рубежом. Академическая монография «Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое исследование памятника» (Москва, «Наука», 1992 г.) – это первое в мировой науке капитальное исследование основных национальных версий эпоса «Джангар» в России, Монголии и Китае. Данный труд лег в основу докторской диссертации А.Ш. Кичикова, защищенной им в 1996 году. С именем калмыцкого ученого связано создание научной школы джангароведения и фольклористики, свидетельством чему является целая плеяда учеников и последователей патриарха джангароведения.
Научно-просветительская деятельность А.Ш. Кичикова отмечена республиканскими наградами: «Заслуженный учитель КАССР» (1961 г.), Государственная премия КАССР имени О.И. Городовикова (1990 г.), «Заслуженный деятель науки Калмыцкой АССР».
Проблема возрождения родного языка – одна из самых насущных сегодня. Основатель калмыцкой диалектологии и знаток родного языка А.Ш. Кичиков был сторонником аудиовизуальной методики, разработал методику преподавания калмыцкого языка для школ Калмыкии и сформировал большую группу школьных учителей – своих учеников и последователей.
Открытым сейчас является вопрос о национальной принадлежности эпоса «Джангар». Проблема происхождения и национальной принадлежности «Джангара» – это проблема не столько национального «престижа», сколько задача культурно-исторической точности и научной корректности его изучения. И при подходе к ее разрешению стоит руководствоваться глубоко обоснованной концепцией историзма «Джангара» как великого памятника центральноазиатской эпической общности, созданной А.Ш. Кичиковым.

Институт калмыцкой филологии и востоковедения