О применении приложений в дистанционной работе со студентами-экономистами

 

 

Накопленный опыт работы в профессиональных фасилитаторских и модераторских онлайн-проектах позволил быть максимально готовой к дистанционному формату.

Недавно, ответила на вопрос «Что я использую в работе со студентами?»: приложения Miro, Trello, приложения Google, Padlet, Telegram, Canva, Mentimetr, в планах —  Notion.

Это не значит, что приложения используются «все и сразу», со всеми студентами и на каждом занятии. «Золотое правило цифрового аскетизма» — используйте одно приложение, если оно отвечает всем потребностям курса.

Выбор приложения – методическая задача. Анализируем компетенции ФГОС, запросы работодателя, формируем образовательные цели (точка А). Задаем индикаторы  (знать, уметь, владеть), отвечая  на вопросы «как мы поймем, что студентом курс освоен?». Это точка Б. В пути от А к Б определяем задачи и приложения, которые помогут их решить. Я очень лояльна к новым приложениям, поэтому часто случается и наоборот: разбираюсь с приложением — рождаются свежие идеи. Никогда приложение ради приложения.

К обзору. Направление «Экономика» 3-4 курс: в течение трех семестров студенты работают в командах над сквозными проектами по дисциплинам «Планирование на предприятии», «Экономическая стратегия предприятия», «Инновационная деятельность на предприятии».

Мы используем таск-менеджеры (Miro.com, Trello.com) — программы для управления проектами, которые позволяют централизованно руководить задачами и их своевременным выполнением.

Trello.com – более простой таск-трекер, «легкое» приложение, хорошо работает на смартфоне. Сложно что-то «сломать пальцами», когда работаешь с экраном, имеет достаточный функционал (разместить задания на карточках, закрепить исполнителя, дедлайн, сделать чек-листы, прикрепить файлы, комментировать и пр.). Студенты очень хорошо отзываются на него. После пары семестров делают выбор в пользу Trello, а не Miro.

Miro.com — онлайн-доска, очень люблю, иногда навязываю студентам. В приложении очень большой функционал, который постоянно совершенствуется разработчиками. Miro  может стать единой «точкой входа» в курс. Можно размещать оперативную информацию, презентации, видео-материалы, рисовать интеллект-карты, строить таблицы, использовать канбан-доску в командной работе, выполнять графические задания и прочее, до бесконечности. Это приложение «закрывает» потребности по многим задачам курса. Со смартфона работать довольно неудобно, более «тяжелое», есть риск «потерять» студентов.

Приложения Googl- диска использую порядка восьми лет. Все начиналось с ведения в Google-таблице журнала посещаемости и успеваемости. В начале семестра студенты получают доступ для просмотра, комментирования, отслеживают свою успеваемость, корректируют мои ошибки. Google-журнал — это инструмент участия студентов в управлении своим обучением. Сейчас Google-таблицы – это еще чек-листы по курсам, задачи для выполнения проектов, таблицы для взаимного оценивания и пр.

Google doc – это наши рабочие тетради, инструкции, рекомендации, списки для выбора формата работы, тем курсовых работ и т.д.

Google презентации (почти всегда взамен Power Point, canva) так же хранятся на диске, можно быстро внести изменения, представить студентам право для редактирования и сразу на занятии «собрать» ответы, мнения, суждения по заданию – это мини-функционал онлайн-доски. Так мы вместе работаем над содержанием темы. Замечено, что ответы предыдущего курса запускают интерактивное обсуждение уже со следующим курсом студентов.

Во всех Google-приложениях используем возможности совместного доступа: команды работают над своими заданиями, выполняют индивидуальные задания, я наблюдаю, задаю вопросы, корректирую.

Google-опросы, конечно, же для тестирования, быстрого, доступного, легкого. Результаты считаются автоматически, сразу после завершения студенты видят ответ, можно отправить скрин. Все оперативно. Технические тесты формируются легче, чем в LMS.

Jamboarb – онлайн доска с небольшим, но очень понятным функционалом. Со студентами 2 курса по дисциплине «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» использовали для групповой работы с разной продолжительностью от 20 минут до двух пар. В большинстве случаев прошу студентов разместить на доске свои «истории изучения» дисциплины, по сути ответы на вопрос «зачем им эта дисциплина, какие выгоды лично для себя они видят?»

В чем я вижу преимущество Google-приложений от LMS (learning management system, СДО)? Оперативность внесения изменений, нет необходимости в операциях «скачать/загрузить файл», быстрота загрузки. Очень гибкие, адаптивные ресурсы с интуитивно простым функционалом.

Сanva – прекрасный набор шаблонов для презентации, хорошо, когда важно быстро блеснуть на публичном выступлении.

Padlet – довольно интересная онлайн-доска. Для курсов «Макроэкономика» (1 курс) и «Планирование на предприятии» (3 курс) использовала, как «единую точку входа в курс». То есть на доске было создано несколько информационных блоков с описанием содержания дисциплины, полезных ссылок на лекции, учебники, журнал и пр. Студентам достаточно сохранить одну ссылку.  К слову, любое из приложений может стать «единой точкой входа» в дисциплину.

Также на Padlet в начале семестра я собираю информацию по предпочтениям студентов: каким блокам/темам дисциплины они хотели бы уделить больше внимания. Для этой же цели – сбор ожиданий, пожеланий —  menti.com. Но мы в этом приложении «раскачиваемся»:  собираем «облако слов-ассоциаций». Это первое знакомство с дисциплиной, далее студенты работают с облаком.

Приложения плюс сессионные залы Zoom создают более глубокий и вовлеченный формат для работы.

Telegram – альтернативный и наиболее удобный мессенджер для общения (также может стать «точкой входа»), так как позволяет создать основной канал и прикрепить к нему чат для общения. Поэтому потоки информации не смешиваются. Можно быстро провести опрос, отправить видео-инструкцию и пр.

Результаты свежего опроса студентов (1-4 курсы «Экономика») по применению этих сервисов следующие:

100% считают, что приложения образовывают, а не развлекают;

92,6% ответили, что приложения помогали включаться в процесс изучения дисциплины, работать с информацией, решать задачи, 3,7% — осложняли жизнь; 3,7% — раскрывали технологии современного мира.

82,5% — умение работать в том или ином приложении пригодится в будущем, а 14,8% — пока не знают.

Повлияло ли использование приложений на ваше позитивное отношение к курсу/преподавателю: 96,3 % — да, 3,7 % — нет.

Среди самых больших рисков/сложностей студенты дали такие ответы: «изначальное непонимание как с ними работать», «необходимость всегда иметь доступ в интернет», «с телефона не всегда удобно работать», «отсутствие современного мобильного телефона», «сложностей не возникало, все было понятно и удобно».

В завершении: сегодня приложения – наши методические помощники, могут гибко восполнить пробелы  LMS. Главное, чтобы они упрощали, а не осложняли нашу работу.

 

 К.э.н, доцент Аксенова Т.Н.

Экономический факультет