О педагогических технологиях, применяемых в практике языковой подготовки в школе и вузе

 

 

В новом учебном году продолжила свою работу сетевая лаборатория критического мышления, деятельность которой реализуется в рамках программы «Приоритет 2030» подпроекта «Устойчивое развитие городов и территорий и качественное образование – факторы сохранения и развития человеческого капитала Республики Калмыкии (governance)».

Накануне в ее работе приняли участие учителя и руководители из образовательных учреждений: Элистинский лицей, Обильненская СОШ,  СОШ № 3, 12, 8, 18, 23 г. Элисты, РНГ имени преподобного Сергия Радонежского, Лаганская СОШ №3, Виноградненский лицей, Песчаная СОШ.

Открывая заседание, д.п.н., профессор З.О. Кекеева поприветствовала участников заседания и отметила, что организационное и научно-методическое обеспечение данного подпроекта обеспечивается Региональным педагогическим технополисом «ПрофИнСтарт Педагога», в который помимо лаборатории критического мышления, направленной на изучение опыта конструирования социального выбора и прогнозирования личного успеха, а также проектной деятельности учителя и ученика в школе (руководитель С.В. Даржинова, к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики высшей школы) также включены: научно-исследовательская лаборатория по изучению особенностей развития профессиональных компетенций личности на основе цифровых решений в высшей школе (руководитель – З.О. Кекеева, д.п.н., профессор кафедры психологии и педагогики высшей школы) и центр педагогических инноваций «Мониторинг физического здоровья детей и молодежи в регионе», направленный на исследование состояния физического здоровья детей и молодежи как фактора сохранения и развития человеческого капитала Республики Калмыкии (руководитель — В.Д. Бурлыков, к.п.н., доцент).

Модератор заседания Даржинова С.В. отметила: «Предлагаемая для обсуждения тема «Педагогические технологии, применяемые в практике языковой подготовки в школе и вузе» выбрана не случайно, так как язык является важным существенным признаком развития общества в целом, формой исторической памяти, воплощением тысячелетней духовной культуры и связи поколений, проявлением национальной самобытности. Достаточный уровень владения родным, неродным и иностранными языками необходим для осуществления важных жизненных задач (образовательных, профессиональных и пр.) в условиях современной цивилизации с характерными для нее тенденциями к глобализации и информатизации. Совершенно очевидно, что носители должны уметь целесообразно и эффективно использовать ресурсы естественного языка с учетом его лингвокультурологической специфики, проявляющейся на всех трех значимых уровнях, выделенных в свое время лингвистами Фердинандом де Соссюром и Львом Владимировичем Щербой: в структуре языка, механизмах речи, языковом материале. Современное общество предъявляет к языковому образованию, реализуемому в школе и вузе, серьезные требования, делая вопросы, связанные с повышением его качества, актуальными и для отдельного носителя, и для государства в целом, что обусловлено рядом причин. Во-первых, актуальность обращения к проблемам языкового образования и необходимость воспитания с самого раннего возраста уважения и любви к родному языку определяются наблюдающимся сегодня резким снижением уровня речевой культуры в обществе. Во-вторых, злободневность задачи совершенствования речевой культуры в области использования не только родного, но и иностранных языков обусловлена тенденцией к сближению между странами и народами, характерной для современного этапа в истории общества. В-третьих, действующие ФГОСы нацеливают нас на формирование у обучающихся определенной компетентностной базы, в том числе в области применения полученных знаний в повседневной речевой практике. В этой связи задача изучения педагогических прецедентов, связанных с разработкой и апробацией технологий разных типов, оптимизирующих результат языковой подготовки в школе и вузе, определяется как весьма актуальная».

В обсуждении активное участие приняла Манджиева Елена Куприяновна, учитель русского языка и литературы  Элистинского лицея. Она заметила, что языковая подготовка, осуществляемая в рамках системы образования направлена на формирование и совершенствование языковой компетенции, как составляющей коммуникативной компетенции обучающихся. Именно она репрезентирует уровень развития у них когнитивных способностей и культурного наполнения. Также она привела примеры использования в своей практике технологий развивающего и проектного обучения.  Особый интерес у всех вызвал проект «Федор Калмык», реализованный учащимися Элистинского лицея под ее руководством.

Поскольку наряду с совершенствованием языковой компетенции в сфере использования русского языка, в дальнейшем языковая подготовка может быть ориентирована на освоение одного или нескольких иностранных языков, что объясняется требованиями времени: расширением социальных, экономических, культурных контактов между странами, включенностью носителей в глобальную интернет-коммуникацию и пр. Соответствующим образом это отражается в ФГОС, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, как общего, так и высшего образования.  В обозначенном контексте присоединились к разговору преподаватели КалмГУ: к.п.н., доцент Дальдинова Эльза Очир-Горяевна; к.ф.н., доцент Никитина Людмила Анатольевна, которые акцентировали внимание участников на то, что современная языковая подготовка, реализуемая на должном уровне с нацеленностью на достойный результат, невозможна без использования компьютерных технологий работы с лексическим, грамматическим, текстовым материалом.

Особое значение для всех участников также имеют теория и практика обучения калмыцкому языку. Об опыте своей работы в этом направлении рассказала к.ф.н., доцент Коваева Баир Макаровна. Формируя интерес к родному языку, она привлекает школьников к исследовательской деятельности, направленной на изучение своей родословной, истории и культуры родного края.

Об опыте использования педагогических технологий разных типов в процессе реализации неязыковых направлений и профилей рассказали к.п.н., доцент Б.И. Беляева., к.пс.н., доцент Г.Н. Уварова, д.п.н., профессор З.О. Кекеева, старший преподаватель З.Н. Байтуманова. Они выделили ряд наиболее эффективных интерактивных форм обучения, способствующих оптимизации образовательного процесса: творческое задание, работа в малых группах, ролевая игра, мини-лекция, разработка проектов, активные разминки, кейсы и др.

Даржинова С.В. обратила внимание присутствующих на то, что совершенствовать языковую и коммуникативную компетенции можно, развивая словарный запас студентов, используя идеографический подход (т. е. работу с толкованием слов). При изучении новой дисциплины студенты знакомятся с новыми терминами, определениями, поэтому обогащая словарный запас наших студентов, необходимо предлагать задания, которые позволят сформировать у них умение видеть в тексте незнакомые слова. С новыми словами они пишут мини-сочинения, создают ПОПС-формулы (Позиция студента – Обоснование – Пример – Следствие) и так далее.

Подводя итоги заседания, учителя школ отмечали, что разговор показал многоаспектность обозначенной проблемы, которая варьируется в зависимости от того, в какой области языковой подготовки применяется определенная технология: в школьном или вузовском преподавании, обучении русскому языку, родному языку, иностранному, а также в процессе подготовки обучающихся по неязыковым направлениям и профилям. От лица всех участников Бембинова Б.Н., Дакинова А.М., представляющие Виноградненский лицей поблагодарили организаторов и попросили также включить в тематику заседаний лабораторий вопросы психолого-педагогического сопровождения обучающихся и организации деятельности психолого-педагогических классов.

 

 

                                      Даржинова С.В., к.п.н., доцент кафедры

                                      психологии и педагогики высшей школы КалмГУ