О духовной культуре калмыков – будущим историкам

 

Сегодня на гуманитарном факультете доцентом кафедры истории России, документоведения и архивоведения Абеевой О.Н. была проведена открытая лекция для студентов 1 курса направления подготовки «История», направленность (профиль) «История» по дисциплине «Этнография Калмыкии» по теме: «Духовная культура калмыков».

Открытое занятие посетили д.и.н., профессор Лиджеева К.Ф., председатель НМС гуманитарного факультета, к.ф.н., доцент Митриев И.М., председатель НМС Института калмыцкой филологии и востоковедения, к.ф.н., доцент Лиджиева Л.А., к.и.н., доцент Авлиев В.Н., к.и.н., доцент Горяев М.С.

Тема духовной культуры общества находится в настоящее время на пике популярности и востребованности. Известно, что духовная культура играет важную роль в жизни общества, хранит культурный опыт людей; служит для общества средством понимания и объяснения мира; регулирует взаимодействие людей в обществе; формирует ценности и идеалы в обществе; задает модели поведения людей в обществе; является средством воспитания и образования. На лекции-дискуссии с элементами лекции-визуализации студенты узнали, что устное народное творчество занимает особое место в сфере духовной куль­туры калмыков, включая в себя не только известные мировому фольклору жанры, такие, как миф, легенда, предание, эпос, сказка, песня, пословица, поговорка, загадка, но и специфические жанры, составляющие его нацио­нальную особенность, — яс кемялгн (сказывание по кости), йорял (благопожелание), магтал (восхваление), гурвнтс (триада), худл (небылица), тярн (заклинание).

Эпос «Джангар» является достоянием общемировой культуры и студенты декламировали выученные в школьные годы отрывки из эпоса; вспомнили калмыцкие сказки, которые подразделяются на богатырские, волшебные, бытовые, сказки о животных. Вместе с лектором рассмотрели народные игры калмыков, ведь  калмыки не мыслили свою жизнь без игры, находя в ней радость и от­дохновение. Любое празднество сопровождалось развлекательной частью — играми, забавами, соревнованиями. В традиционном представлении каждый калмык должен был знать на­родные игры, поэтому с раннего детства детей обучали их правилам. Игра нацеливала ребенка на будущее, являясь важным средством его социали­зации в обществе, мощным фактором его физического, умственного, нрав­ственного, психологического развития.

На занятии была также рассмотрена музыкально-танцевальная культура калмыков, студенты увидели не только известные калмыцкие музыкальные инструменты (домбра, саратовская гармошка), но и узнали, как выглядят ятх —  струнный щипковый инструмент, разновидность цитры; хур — смычковый двухструнный инструмент; хучир — струнный смычковый инструмент, разновидность пиковой лют­ни; цур — продольная открытая флейта с пятью отверстиями.

Теоретический материал был изложен интересно и доступно. Студенты не только закрепили знания, полученные на школьном факультативе по истории и культуре родного края, но и узнали много нового для себя. В заключении лекции был сделан вывод, что духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта; служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности, как отдельной личности, так и общества в целом.

Присутствующие коллеги высоко оценили открытое занятие доцента Абеевой О.Н., отметили логичность построения лекции, доступность объяснения, активность студентов, которые на протяжении всего времени внимательно слушали, задавали вопросы.

 

Кафедра истории России, документоведения и архивоведения