На Пленуме ФУМО по УГСН «Физика и астрономия»

Два раза в год представители различных ВУЗов, где реализуются направления группы 03, собираются для обсуждения проблем физического образования, вырабатывают общее решение, которое представляется в Министерство науки и высшего образования РФ.  Председателем нашего ФУМО является академик Владислав Яковлевич Панченко. Академик Панченко известен также как председатель Совета РФФИ. Но на этот раз обстоятельства сложились так, что мы проводили заседание Пленума ФУМО в дистанционной форме. Во встрече приняло участие 48 деканов факультета, директоров института. Представлена вся наша Российская Федерация. Рассмотрено более 12 вопросов. Каждый доклад сопровождался не только обсуждением в чате, но и горячим спором в эфире. Пять часов эфира пролетели незаметно. Я всегда возвращалась с таких встреч несколько ободренная. Порой мои проблемы как декана факультета очень созвучны, если можно так выразиться, с проблемами крупных структурных подразделений МГУ, МИФИ, УрФУ. Вопросы ставятся довольно остро, но и решение вырабатывается на государственном уровне.

На пленуме озвучен тот факт, что с 1 сентября 2021 года направление Физика начинает набор по стандарту 3++. До сентября этого года новый стандарт будет уже утвержден. При этом появилась возможность расширить сферы профессиональной деятельности, добавить область информационных технологий. В этом случае направление 03 может быть включено в список направлений цифровой экономики. Отмечена тенденция изменений контрольных цифр приема. Так, если КЦП на бакалавриата растет, то число бюджетных мест в магистратуру будет уменьшаться. Необходима поддержка от работодателя.

Основная тема встречи – «Подходы к дистанционному обучению и цифровизации образовательных программ УГСН 003». Как видите, тема весьма злободневная. Сказано много. Региональные университеты выразили озабоченность желанием центральных ВУЗов проводить у них свои лекции в он-лайн режиме. Есть опасение, что все это приведет к сокращению кадров, падению качества образования. Переход к дистанционному обучению всюду прошел далеко небезболезненно, несмотря на то, что согласно стандарту 20% трудоемкости образовательной программы по определению уже должны были реализоваться с использованием телекоммуникационных систем. При сравнении деятельностей ВУЗов в условии пандемии, видно, что чем больше ВУЗ вкладывает средств на организацию дистанционного обучения, тем меньше проблем при освоении материала будет у студента. Пленум пришел к общему утверждению о том, что такую форму обучения необходимо вводить, начиная с третьего курса. К этому времени студент накопил определенный опыт самостоятельной работы и может на интуитивном уровне его оптимизировать. Мне понравилось эмоциональное выступление экс-декана физического факультета СПбГУ, заведующего кафедрой физики СПбГЭТУ «ЛЭТИ» проф. Чирцова А.С.. Его слова, что нет перехода на дистанционное обучение, т.к. мы всю жизнь передаем информацию с помощью электромагнитных волн, а сейчас просто техника передачи изменилось, рассмешили физиков. По его мнению, данная ситуация способствует индивидуализации обучения.  Он начитал лекции одной и той же дисциплины на 4 уровнях и выложил в ютуб для бесплатного изучения. Уровни такие: для тех кто, закончил обычную школу, кто закончил физико-математический интернат, с техническим уклоном и, наконец, настоящая физика. Каждый студент волен изучать тот уровень, на который способен, соответственно, получать свою максимальную оценку. На наши сетования о вреде и бесполезности тестов по физике, профессор парировал предположением, что мы плохо формулируем вопросы. Можно так задать, что в интернете студент не сможет найти ответ. Придется ему немного подумать, а это уже полдела. Согласитесь, а он прав. Дистанционное обучение заставляет учиться не только студентов, но и нас, преподавателей. Необходимо выбрать главное, подобрать способ передачи информации и заставить студента думать. Метод «говорящая голова» практически бесполезен, не свидетельствует о профессионализме преподавателя.

Я верю, что осенью наш университет проведет круглый стол по итогам перехода на полное дистанционное образование. Пандемия привела нас к срочной цифровизации обучения. Есть минусы. Но есть то, что можно было бы сохранить и в дальнейшем. Каждый из преподавателей получил за эти три-четыре месяца дистанционной работы колоссальный опыт, который не должен пропасть. Наша кафедра экспериментальной и общей физики ФМФИТ готовит коллективную статью о методике преподавания физики в условиях дистанционного обучения.

На форуме процитировали слова президента РФ Путина В.В. (21.05.20) : «Все слухи и вбросы о том, что дистанционное образование полностью заменит или вытеснит очное, что будут закрыты традиционные школы и университеты, рассматриваю как откровенную провокацию».  Эти слова вселяют уверенность, что классическое физико-математическое образование сохранится.

 

Декан ФМФИТ                              Сумьянова Е.В.