Монография как результат сетевого сотрудничества вузов

Как раскрыть и реализовать творческий потенциал личности? Отчего зависят эффективность и результативность обучения и воспитания ребёнка, его способностей? Ответы на эти вопросы – в коллективной монографии под редакцией доктора педагогических наук, профессора А.Б. Панькина, которая стала итогом плодотворной работы большой группы учёных вузов-партнёров в рамках проекта Калмыцкого госуниверситета «Межкафедральное сетевое взаимодействие».

Достоинством данной монографии является тесная связь теоретических положений  с конкретной реальностью развития высокого уровня интеллектуального потенциала и совершенствование творческих амбиций ребёнка. Для реализации предложенных направлений по изучению психолого-педагогических особенностей личности детей необходима особая система работы по раннему выявлению и развитию способностей детей, начиная с детского сада.

Проведённое исследование содержит теоретические и  практические рекомендации в вопросах реализации творческих задатков и способностей ребёнка, раскрытии его интеллектуального потенциала. К примеру, Р.Д. Санжаева, А.Р. Монсонова, Д.Р. Галсанова («Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова», г. Улан-Удэ) в своей работе «Развитие творческого потенциала личности в контексте культурно-исторического подхода» переосмысливают роль школы как важнейшего социального института. По их мнению: «нужна школа, формирующая у человека способность выполнять анализ тех явлений и процессов, с которыми он сталкивается, развивающая понимание им смысла этих процессов и явлений в историко-культурном контексте. Эта школа, реализуя основные положения культурно-исторического подхода в психологии Л.С. Выготского, может представлять собой новый тип школы и по праву может быть названа культурно-исторической школой».

На основе анализа взглядов и представлений о развитии креативности личности в кросс-культурной парадигме К.Г. Эрдынеева, А.Н. Хатькова, He Yutsi («Забайкальский государственный университет», г. Чита; Хулунбуирский институт, г. Хух-Хото, Китай) делают интересные выводы в пользу того, что «достаточно высокие показатели креативности – развитие способности создавать большое количество осмысленных идей, гибкость мышления, способность давать уникальные ответы, высокая восприимчивость к новым идеям, более высокий уровень выраженности творческих возможностей современного педагога и младших школьников – отражают мировую тенденцию усиления интереса к сфере инновационности, поскольку интеллект и креативность определяют конкурентоспособность нации и экономические достижения государства». По их мнению, современные модели образования зависят от интеграции образовательных, социальных, культурных форм деятельности с работой приобретенных знаний.

Таким образом, проект «Межкафедральное сетевое взаимодействие» объединил ученых вокруг проблемы изучения индивидуальных особенностей личности детей, развития их талантов, поскольку в современном мире востребован высокий уровень образованности человека и его разносторонняя активность.

 

Кафедра педагогики