Хранивший предания далекой старины

 

 

Родившись в семье бедняка в  урочище  Овата Бага-Чоносовского аймака,  в хотоне из семи кибиток, с его слов, «в самой дырявой из них, прокопченной и пропахшей кизячьим  дымом», в пять лет оставшись без матери, «…заморыш-человек, оборвыш-пастушонок по найму пас овечек», но, поднявшись из самых низов, стал народным поэтом Калмыкии, первым лауреатом премии комсомола Калмыкии им. Героя Советского Союза Э. Деликова.

Десятого апреля Константину Эрендженовичу Эрендженову  исполнилось бы 110 лет.

Учитель В.М. Семченко не предвидел, когда своего ученика, нареченного при рождении именем Ботхон (верблюжонок), над которым потешались ровесники, доводя до слез, сжалившись, назвал Константином, что тот прославит это имя, войдя в плеяду писателей, восторженно принявших все советское: переход к оседлости, ликвидацию неграмотности, перемены в общественном сознании.

Бывший никем батрак получил возможность учиться, чем непременно   воспользовался: окончив аймачную школу, затем школу коммунистической молодежи им. Т. Юрковой, в 1930г.  он поступил в Саратовский университет им. Н. Чернышевского. В этом же году в газете «Улан баһчуд»  публикуются его стихи, а в газете «Ленина ачнр» были опубликованы переведенные им на родной язык стихи А. Пушкина – «Калмычке», «Узник», «В Сибирь». Так, этот год  стал годом начала творческой деятельности, как стали его называть,  «степного  самородка,  комсомольского  поэта».

В 1931 г. увидела свет его первая, считающаяся автобиографической,  повесть «Песнь чабана», изданная в Саратове с помощью профессора Б.К. Пашкова, немало сделавшего для нашего образования. Надо отметить, что студенческие годы  Константина Эрендженова были плодотворными. Он преподавал калмыцкий язык  для студентов рабфака им. Ленина и в Саратовском комвузе. В 1932 г. был издан сборник  стихов «Сокрушительная победа», в который вошли стихи К. Эрендженова и Ц. Леджинова. Но с 3-го курса  К. Эрендженова отозвали на работу в Калмыкию, т.к. молодая республика нуждалась в кадрах. Заведовал отделом культуры и искусства газеты «Улан хальмг», был ответственным секретарем правления Союза писателей Калмыкии. Незабвенной радостью называл участие в первом съезде писателей СССР, состоявшемся в 1934 г., был принят в Союз писателей СССР. В дни съезда состоялась встреча писателей Калмыкии – делегатов съезда, с А. Горьким, оказавшим большое влияние на их творчество.

Он называл этот период своей жизни счастливым: женился, родился сын Менктур, издается сборник стихов «Степная искра», поэта избирают членом ЦИК КАССР, депутатом Верховного Совета КАССР. Но наступил 1937 год, К. Эрендженов, как и многие другие, став жертвой тоталитарного режима, оказался в лагере на Колыме.  Об этом периоде его жизни не сказано ни в автобиографии, ни в школьных учебниках. Объяснение простое: время замалчивания огромного пласта истории страны длилось  более полувека. А для Константина Эрендженова это 20 лет отлучения от родных, творчества. В запредельных условиях лагеря поэт работал  печником, сапожником, санитаром.  Он валил лес, добывал золото, которое в условиях вечной мерзлоты намыл 27 кг., за что был награжден знаком «Отличник Дальстроя НКВД СССР». О пережитом писал без надрыва, «трудностям не поддавался, выполняя план, не унывал, жил надеждой, все это считал комсомольской закалкой». На Колыме понял, что «человек вправе выбирать… путь, чтобы доказать свою ничтожность или величие духа. В этом выборе – смысл жизни человека…». Не знаю, это высказывание мудрого человека в духе времени или искренняя вера в идеалы, ведь были же непоколебимо верившие. Может, это  давало силы выстоять?

10 сентября 1956 г. К. Эрендженов был реабилитирован  за отсутствием состава преступления. Одна короткая строка, а за ней столько нечеловеческих мытарств, переживаний, потерь… Каждый раз поражаешься силе духа людей этого поколения!

Он включился в работу по восстановлению культуры республики, работал в редакциях республиканских газет, на радио. В 1958 году был направлен преподавать родной язык студентам калмыцкой студии при Ленинградском театральном институте. Многие из них, выросшие в Сибири, не знали языка. И как им повезло, что именно Константин Эрендженович стал их учителем! Он стал для них мостиком не только в языковую среду, но и в мир культуры, истории своего народа. Эти студенты впоследствии стали гордостью калмыцкого театра – А. Сасыков, С. Яшкулов, К. Сельвина, С. Мичуряев, Б. Шагаев, А. Кикеева, И. Уланов, В. Арсанова и другие. Благодарные, я бы сказала даже восторженные воспоминания некоторых из студийцев можно прочесть в книге «Берегущий огонь» из университетской  серии «Звезды над степью.  Калмыкия в событиях и лицах. XX век».

Следует отметить, что, несмотря на то, что Константин Эрендженович  отдавал им много личного времени, он успевал  заниматься и литературной деятельностью. В эти годы и переиздавались его произведения, и много было написано рассказов, очерков, поэм и стихов.

Вернувшись из Ленинграда, работал в книжном издательстве, уже в зрелом возрасте, ему было за пятьдесят лет, окончил Высшие литературные курсы при Литинституте им. Горького, был консультантом Союза писателей КАССР и, конечно, много  писал.  Издано более 40 книг. Кстати, книга поэта «Шаги по огненным тюльпанам» есть в библиотеках Конгресса США и Гарвардского университета.

Константин Эрендженович  был человеком не только активным, но и беспокойным, переживающим за будущее культуры своего народа.

Он понимал, что многое теряется безвозвратно, поэтому, стараясь и сохранить, и передать последующим поколениям то, что знал, вел телепередачу «Калмыцкое народное творчество». Это были не просто рассказы о быте народа, традициях, ремеслах, играх, фольклоре, обычаях. Это, говоря современным языком, были своего рода мастер-классы, к участию в которых он привлекал  и  других знатоков.  Думаю, сейчас эти записи входят в золотой фонд нашего телевидения.  Все, что знал, собирал, рассказывал,  нашло воплощение в его книге «Золотой родник», которую народный писатель А. Балакаев называл энциклопедией народной мудрости. Даже написав только одну эту книгу, передающую поколениям национальный опыт нравственных ориентиров, некий моральный кодекс народа, складывавшийся веками, он вошел бы в историю калмыцкой литературы.  Все  его творчество это бесконечное признание в любви к людям,  степным просторам, к истории своего народа. Оно наполнено оптимизмом, желанием поделиться со всеми восторженным отношением к окружающему миру, верой, что все будет хорошо!  Чтобы убедиться в этом, достаточно почитать книгу поэта «Калмыцкие благопожелания», изданную  уже после его ухода. В ней не публиковавшиеся ранее благопожелания  в стихотворной форме и  воспоминания о годах, проведенных на Колыме. А сколько песен оставил Константин Эрендженович!  Многие из них, возможно, поете или слушаете, не зная автора слов — «Торһа», «Цаһан хурһн»,  «Хойр зүркн», «Асхни дун», «Харада», все и не перечислить.

К юбилейной дате поэта сотрудниками отдела обслуживания научной библиотеки подготовлена  выставка «Огонь души», на которой представлены и его произведения, и литература о нем.

http://www.lib.kalmsu.ru/jirbis2/index.php?option=com_content&view=article&id=908:ogon-dushi-virtualnaya-knizhnaya-vystavku-k-110-letiyu-k-e-erendzhenova&catid=12&Itemid=527

 

С. Богаева, зав. ОМР НБ