Этноэкспедиция ШМЖ: Кострома стала ближе

Наша экспедиция по итогам Школы межэтнической журналистики проходила в городе Кострома. Как известно, Кострома – это древний русский город, имеющий богатую, насыщенную событиями историю. По легенде он основан в 1152 году Юрием Долгоруковым – князем Ростово-Суздальским, великим князем Киевским, сыном Владимира Мономаха, памятник которому стоит в центре города. Князь изображен сидящим на широкой скамье, в левой руке держит меч, рукоять которого выполнена в форме широкого креста и увенчана короной. В городе известна одна примета: если юной девушке забраться и посидеть на коленках Ю. Долгорукого, то через год будет ждать малыша.
Так, одним из первых запоминающих мест в ходе нашего знакомства стал Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, который находится в западной части на берегу реки Костромы нижней, которая впадает в реку Волгу. Согласно легенде, монастырь основан татарским мурзою Четом около 1130 года. Чет, принявший крещение в Москве под именем Захарий, бежал из Золотой орды.  Является он родоначальником рода Годуновых и Сабуровых. Архитектура монастыря поражает своими габаритами и красотой. Внутри здание расписано иконами и, находясь внутри монастыря, ощущаешь себя совсем по-другому, ведь когда-то в его стенах бывали великие князья и императоры.
Далее мы посетили Сумароковскую лосиную ферму, которая находится в Костромской области. Здесь мы узнали про интересный девиз «нет морковки-нет любви», потому что без морковки лоси не общаются. Лоси показались очень дружелюбными: пока кормишь животное, можно с ним сфотографироваться, погладить и угостить привычной  морковкой. На сегодняшний день на ферме содержится 29 лосей, в том числе 7 лосят этого года.

Следующий день этноэкспедиции начался с посещения «Костромской слободы»,  музея — заповедника деревянного зодчества. Сюда привезли деревянные постройки со всей Костромской области. Так, в музее представлены рубленые избы крестьян из разных районов Костромской области, относящиеся к различным типам жилых крестьянских строений. Дома поставлены в ряд, образуя подобие однорядной улицы характерной для деревень Костромской губернии. Культовые памятники – деревянные церкви и часовни, в соответствии с традицией, установлены на открытых участках музея – у воды на пересечении дорог. Для нас была проведена экскурсия внутри церкви Всемилостивого Спаса 1712 года из села Фоминское Костромской области. Церковь построена по-корабельному типу, брёвнам церкви за триста лет. Также перед нами оказалась часовня XVII века из деревни Большое Токарево Солигаличского района. Данная часовня представляет собой небольшой восьмигранный сруб. Чем же отличается часовня от церкви? Все просто, так как в часовни нет алтаря.

Дальше мы направились в деревянную Синагогу, которая является единственной в Европе. Нам показали и из сокровенного — это часть еврейской Библии То́ра — в иудаизме первая часть еврейской Библии, так называемое «Пятикнижие Моисеево» — свиток с текстом Пятикнижия, хранимый в синагоге как предмет религиозного культа иудеев. В широком смысле, совокупность иудейского традиционного религиозного закона. Свиток Тора написан вручную, где нельзя было допустить ни одной ошибки.

Наше путешествие по Костроме продолжается в Тереме Снегурочки. Она появилась благодаря легенде о том, что бездетные дед и бабка слепили из снега Снегурочку, Мороз Иванович вдохнул в неё магию снега, а Весна — Красна подарила ей жизнь. Согласно этой истории родителями Снегурочки являются Весна — Красна и Мороз Иванович. Когда попадаешь в Терем Снегурочки, ты с головой окунаешься в это волшебство. Вот и белочка орешки грызет, кот говорящий экскурсию по терему проводит, и видеосвязь с Дед Морозом по зеркалу. Там, мы играли на деревянных ложках, разгадывали загадки домового и танцевали под задорную музыку.
Кострома очень нам понравилась, уезжали мы, наполненные историей и загадочными местами города, который от Элисты был далеко, но, благодаря этнопоездке, стал ближе.

Гермашева Юлия, Кононова Алтана,
 студентки 3-го курса, направления «Журналистика»