ЕГЭ по литературе: основные проблемы и перспективы. Онлайн-семинар для учителей республики

14 ноября  кафедра русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы начала серию республиканских онлайн-семинаров для учителей русского языка и литературы в рамках сотрудничества «Школа-ВУЗ». В работе семинара приняли участие заведующая кафедрой, доктор филологических наук, профессор Т.С. Есенова, кандидат филологических наук, доцент кафедры Б.В. Манджиева, заместитель декана гуманитарного факультете по воспитательной работе, старший преподаватель кафедры              Е.А. Орлова и учителя-предметники МКОУ Кетченеровского, Сарпинского, Октябрьского и Малодербетовского районов. Встреча прошла в конструктивном ключе, а главным предметом обсуждения стал вопрос выбора выпускниками школ нашей республики предмета «Литература» для сдачи в формате единого государственного экзамена и поступление на направление «Русский язык и литература».

Онлайн-семинар открыла заведующая кафедрой Т.С. Есенова, которая в своем выступлении отметила важную роль учительства не только в обучении, но и в воспитании подрастающего поколения, привитии интереса к предмету и любви к русской литературе. «И сегодняшняя встреча организована в целях оказания помощи учителям и школьникам в подготовке к ЕГЭ по литературе», – подчеркнула Тамара Саранговна. Профессорско-преподавательский состав кафедры работает в интересах общества, республики, выполняет государственную задачу по набору, качественному обучению и выпуску филологов с высшим образованием, которые могут успешно применять полученные знания, как в образовательных учреждениях Калмыкии, так и в других сферах и областях профессиональной деятельности.

Вторая часть семинара была посвящена непосредственно анализу результатов ЕГЭ по литературе за последние три года. Доцент кафедры  Б.В. Манджиева на протяжении нескольких лет является председателем региональной экспертной комиссии по проверке заданий с развернутым ответом ЕГЭ по литературе. И в своем выступлении Баирта Владиславовна говорила об образовательном стандарте по литературе, отмечая его двухуровневую специфику: во-первых, в стандарт профильного уровня полностью включен стандарт базового уровня; во-вторых, большая часть различий стандарта базового и профильного уровней не сказывается на отборе материала для единого государственного экзамена. Это значит, что различия в части материала, подлежащего контролю, минимальны: изучение литературы в школах на профильном уровне предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений, сколько освоение литературного материала на ином, углубленном, уровне. И выпускники калмыцких школ, выбравших литературу, в основном неплохо справляются с поставленными задачами. Другое дело, подчеркнула Манджиева Б.В., что многие из этих ребят уезжают из республики, выбрав профессии, связанные с дизайном, востоковедением, журналистикой и пр. Поэтому архиважно показать привлекательность и значимость филологического образования, убедить выпускников получать его в родной республике, тем более уже через несколько лет будет остро ощущаться нехватка учителей русского языка и литературы в школах.

Орлова Е.А., ведущий эксперт ЕГЭ по литературе, уверена в том, что литературу сдавать не труднее, чем любой другой предмет, а подготовиться к сдаче экзамена можно и в течение года, несмотря на большое количество художественных текстов, рекомендованных к чтению. «Надо поддержать школьников, помочь им преодолеть страх и неуверенность. И мы готовы оказать помощь, подключиться к этому процессу на любом этапе», – подытожила Елена Александровна. Для учеников районов республики и г. Элисты университетом организованы специальные учебно-тренировочные сессии «Абитуриент», на зимних и весенних каникулах пройдут занятия в Школе юного литератора.

Кроме того, в ходе семинара было отмечено, что  принципы отбора содержания и разработки структуры КИМ ЕГЭ по литературе соответствуют цели получения объективных и достоверных сведений о готовности участника экзамена к продолжению образования на гуманитарных специальностях в организациях среднего и высшего профессионального образования. В КИМ 2021 года структурных и содержательных изменений нет, лишь обновлено одно из заданий с кратким ответом: в текст с пропуском двух слов требуется вписать два литературоведческих термина (или литературных факта).

Итогом прошедшей встречи стали конкретные предложения преподавателей нашей кафедры по оказанию практико-ориентированной помощи в литературном образовании школьников. Члены кафедры считают целесообразным проведение онлайн-встреч не только с выпускниками, но и с учащимися 9-х классов, так как на этом этапе школьного образования в перечне предметов по выбору для сдачи в формате ОГЭ есть предмет «Литература». А это обстоятельство, в свою очередь, может повлиять на выбор школьников литературы как государственного экзамена в 11-м классе.

Учителей общеобразовательных учреждений заинтересовали все предложения кафедры: проведение консультаций по ЕГЭ, обучение выполнению заданий экзамена, написание полноформатного литературного сочинения (в том числе и на занятиях «Школы юного литератора»), организация и проведение уроков в старших классах в режиме онлайн, использование видеоролика о нашем направлении подготовки во время уроков и внеклассных мероприятий и др. От школьных методических объединений мы ждем заявки на проведение мероприятий и предложения учителей по набору желающих сдавать литературу.

В конце встречи преподаватели школ говорили о том, что проведение таких семинаров необходимо, поскольку они узнали много полезной информации. «Сегодняшний семинар стал для нас своего рода учебным занятием, в ходе которого мы попытались определить причины «непопулярности» литературы среди школьников. Если русский язык – обязательный экзамен, то литература – предмет по выбору, что, вероятно, сказывается на количестве сдающих. Полезным для меня представляется информация о структуре и содержании КИМ ЕГЭ по предмету, анализ заданий, предполагающих написание одного слова, или словосочетания, или определенного порядка цифр», – поделилась Сартыкова Любовь Алексеевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия им. Х. Косиева».

Кандуева Любовь Бевеевна, учитель МКОУ «Шин-Мерская СОШ им. Б.М. Басанова», после завершения работы написала: «Сегодня приняла участие в республиканском онлайн-семинаре “ЕГЭ по литературе: основные проблемы и перспективы”, организованном по Вашей инициативе. Для нас, сельских учителей, появилась возможность для тесного взаимодействия с КалмГУ, с вашей кафедрой. Доступно, лаконично, четко были изложены материалы семинара. Ваши предложения считаю своевременными и интересными.  Хочется также отметить, что семинар прошел в  доброжелательной обстановке – открытость, искренность, обратная связь – все это говорит о  высоком профессионализме, любви к своему делу всех преподавателей, которые поделились с нами своими идеями. Спасибо вам всем!».

Мнение наших коллег очень ценно и значимо. А следующий онлайн-семинар состоится 21 ноября 2020 г. для учителей русского языка и литературы Яшкульского, Лаганского, Юстинского, Черноземельского районов.

 

Манджиева Б.В., доцент кафедры русского языка и общего языкознания, русской и зарубежной литературы.