Адаптация иностранных граждан на ФДПОИГ

С 21 по 29 апреля 2021г. преподаватели кафедры РКИОД факультета довузовской подготовки и обучения иностранных граждан прошли курсы повышения квалификации на базе РУДН (г. Москва) по социально-культурной адаптации иностранных граждан, обучающихся в российских вузах.

В рамках курсов были прослушаны лекции профессора В.И.Шляхова, к.и.н. А.И.Завадского, доцента  мединститута РУДН А.М. Ходоровича, доцента РУДН Гладуш А.Д., доцента РУДН Чхиквадзе Т.В и других, которые затронули вопросы речевой стратегии  в профессиональной деятельности с иностранными обучающимися, трудностей адаптации иностранных студентов, порядка оказания медицинской помощи, психологической адаптации иностранных студентов.

По окончании курсов слушатели должны были выполнить итоговые проектные работы по данной программе. Проектная работа включала в себя аналитическую часть, целеполагание и саму проектную часть. Преподаватели кафедры РКИОД разработали проекты по следующим темам: «Адаптация иностранных граждан к образовательной и социально-культурной среде на ФДПОИГ Калмыцкого государственного университета имени Б.Б.Городовикова» (руководитель Староверкина Л.А.) и «Международная дистанционная олимпиада по русскому языку и страноведению среди иностранных граждан» (руководитель Очирова И.Н).

30 апреля в рамках реализации мероприятия «Организация и проведение дополнительного профессионального образования руководителей и сотрудников международных служб образовательных организаций» федерального проекта «Экспорт образования» национального проекта «Образование» (договор на выполнение работ от 14 ноября 2019 года №132/08-19 между РАНХиГС и РУДН) на базе КалмГУ совместно с РУДН прошла научно-практическая конференция «Актуальные аспекты адаптации иностранных студентов в условиях пандемии COVID-19». Декан ФДПОИГ Л.А. Староверкина приняла участие в работе дискуссионных площадок и выступила с докладом «Организация и реализация учебно-воспитательного процесса в дистанционном формате (на примере факультета довузовской подготовки и обучения иностранных граждан КалмГУ)». Как и во время защиты проекта повышения квалификации, так и на конференции Любовь Алексеевна широко освятила работу ФДПОИГ, показав многие сферы: организационную, воспитательную, дистанционную работу, что способствует лучшей адаптации иностранных граждан в КалмГУ.

Преподаватели кафедры хотели бы поделиться впечатлениями о курсах повышения квалификации и о конференции:

Омакаева Э.У., к.ф.н., доцент:

— Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть актуальность и востребованность проблематики программы «Социально-культурная адаптация иностранных граждан, обучающихся в российских вузах». Процесс адаптации – очень сложный процесс, здесь необходимо учитывать самые разные факторы. Сегодня складывается новая модель университета. Одним из ключевых показателей успешности вуза является количество иностранных студентов. Как в сегодняшних непростых условиях преодолеть трудности, связанные с адаптацией иностранных студентов в российских вузах, в том числе в нашем университете? Прослушанные лекции позволили мне лучше понять, как оптимизировать условия обучения русскому языку как иностранному, как повысить мотивацию у иностранных студентов к другим адаптивным процессам: изучению местной культуры, национальных обычаев и традиций в стране и регионе пребывания. Свой опыт преподавания РКИ, кураторства и новые знания, полученные при освоении программы, мы вложили в итоговый коллективный проект, подготовленный под руководством декана ФДПОИГ КалмГУ доц. Л.А. Староверкиной.

Болдырева О.Н., к.и.н., старший преподаватель:

— Целью прошедших мероприятий было обсуждение лучших практик привлечения иностранных студентов на обучение в вузы Российской Федерации, обеспечения их обучения и пребывания, а также разработка предложений по их распространению. Адаптация иностранных граждан – является одной из главных аспектов воспитательной работы. Иностранному студенту необходимо привыкнуть к новым климатическим и бытовым условиям, к новой образовательной системе, к новому языку общения, к интернациональному характеру учебных групп и потоков и т.д. Основной проблемой успешного вхождения иностранных студентов в учебный процесс является противоречие между уровнем готовности (коммуникативной компетенции) иностранных студентов к восприятию учебной информации и требованиями вуза. На форумах были обсуждены пути решения данных проблем, особенно в период пандемии, когда многие из нас столкнулись с трудностями работы с иностранными гражданами в дистанционном режиме.

Бадмаева В.И., старший преподаватель:

-Данные курсы повышения квалификации способствуют дальнейшему развитию профессионального образования, приобретению профессиональных умений, возможности решения организационных, учебно-методических задач.

 

 

Факультет довузовской подготовки и обучения иностранных граждан,

кафедра РКИОД,

зам. декана ФДПОИГ по ВР Болдырева О.Н.