Музей истории высшего образования Калмыкии

Музей истории высшего образования Калмыкии был создан в 2010 году. Его открытие приурочено к 40-летнему юбилею КГУ и 70-летию высшего образования Калмыкии. В музее представлена история высшего образования Калмыкии, начиная с 1640 года, который вошёл в историю монгольских народов как год съезда владетельных князей, состоявшийся в сентябре месяце на территории Джунгарии. Съезд принял исторически важный документ, известный под названием «Великое степное уложение» Это правовой документ, регулирующий отношения между людьми в монголоязычных сообществах. В нём заложены положения, показывающие высокую степень понимания отцами калмыцкой государственности – важности обучения своего народа.

 

«Если сыновья знатных людей не будут обучаться монгольской грамоте, с отцов таковых взыскивать по трёхгодовалой лошади, сыновей же отдавать для обучения учителю; с многих известных людей взыскивать по трёхгодовалому барану, а с людей низкого звания брать по пятнадцать копеек и их детей отдавать, по-прежнему, для обучения учителю. Если чей-либо сын не будет учиться до 15 лет, то таковых штрафовать…

Если духовные лица будут старательно учиться наукам, то таковых по мере награждать и уважать…

Кто (сильно) побьёт своего учителя, отца или мать, с того взять три девятка: за средние побои взять два девятка и за малые побои взять один девяток… ».

Впоследствии «Великое степное уложение» 1640 года, написанное монгольским письмом, было переложено на ойратский язык и ойрат-калмыцкую письменность, созданную зимой 1648 года на основе монгольского алфавита выдающимся ойратским просветителем, наместником Далай-ламы среди ойратов Зая-Пандитой. Письменность Зая-Пандита известна под следующими названиями: тодо бичиг (үзүк), ясное письмо, зая-пандитская, ойрат-калмыцкая, старокалмыцкая письменность. Создав «ясное письмо», Зая-Пандита отработал орфографию и определил нормы литературного языка, близкие к разговорному. «Цаһан толһа» — букварь зая-пандитской письменности использовался многими поколениями калмыков при обучении своих детей грамоте вплоть до конца XIX века, на его основе создавались все вновь написанные буквари. На ясном письме велась вся официальная переписка калмыков, составлялись исторические и литературно-художественные произведения, правила и инструкции по административному управлению калмыцким народом, словари, учебники и учебные пособия для калмыцких школ. Просветительская деятельность Зая-Пандиты может по праву считаться началом духовного и интеллектуального становления калмыцкого народа. Исторические литературные памятники, зафиксированные на зая-пандитской письменности (Сказание о походе Убаши-хун тайчия против ойратов; Биография Намка Джамца Зая-Пандита; Краткая история калмыцких ханов; Джангар и др.), составляют национальное богатство калмыков. Их изучение способствовало зарождению идеи высшей школы в Калмыкии и претворения её в жизнь.

В музее собраны фотографии и документы, зафиксировавшие историю высшего образования Калмыкии с 1907 года до наших дней. В экспозиции представлены материалы по следующим разделам:

1. Духовная высшая школа и зарождение идеи светского высшего образования в дореволюционной Калмыкии;

2. Ι Общекалмыцкий съезд Советов, провозгласивший идею создания Калмыцкого народного университета;

3. Первые очаги высшей школы Калмыкии с 1929 по 1937 годы;

4. Создание собственной высшей школы с 1938 по 1943 годы;

5. Великая Отечественная война 1941-1945 годов и депортация калмыцкого народа в декабре 1943 года;

6. Высшее образование Калмыкии во второй половине XX века;

7. Современный университет: ориентация на личность.

В музее представлены уникальные фотографии, документы и предметы, рассказывающие о деятельности преподавателей и сотрудников, обеспечивавших учебный и воспитательный процесс в разные годы.

Музей находится по адресу: г.Элиста, ул. Пушкина, 11, Корпус 1-А, ауд. 108.